Людмила Бусыгина
Консультация для педагогов «Коррекционная работа при РДА у детей со сложной структурой дефекта» (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Начальный этап работы с детьми заключается в адаптации ребенка к месту. Адаптационный период у таких детей длится очень долго и вся сложность заключается в том, что дети стали поступать к нам на один год. Так ребенок, поступивший с диагнозом аутизм, очень долго кричал при расставании с мамой, тогда воспитатель стала ему по утрам включать музыку и истерики прекратились. У таких детей есть любимая игрушка, с которой он приходит из дома и не в коем случае его игрушку у него нельзя забирать, даже во время занятий, необходимо положить или поставить игрушку рядом с ребенком.
Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционная работа при РДА у детей со сложной структурой дефекта“ (Из опыта работы)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
На столе должно быть только то, что необходимо для выполнения одного задания. Остальные материалы педагог должен держать в ящике или на полке и доставать их по мере необходимости. Иначе в процессе обучения ребенок теряется, не может сосредоточиться на определенном задании.
Необходимо, чтобы занятие проводилось в определенном месте и в определенное время, ребенок не принимает перестановку, пересаживания с оного места на другое.
Программа обучения аутичного ребенка должна быть проработана индивидуально, здесь невозможно перенести накопленный опыт работы с одним ребенком в работе с другим.
В процессе обучения аутичного ребенка необходимо учитывать особенности типичные для данных детей, а именно трудности произвольного сосредоточения, концентрации внимания на совместной деятельности, подражании. В произвольно организованной ситуации такому ребенку трудно все: он моторно неловок, не схватывает схему движения по показу, с трудом усваивает схему,последовательности необходимых действий. Важно использовать возможность непроизвольного обучения, усвоения новых информаций, новых умений в необязательной ситуации, в игровой форме, когда образец дается ему в необходимый момент. (так последовательность умывания, одевания ребенок усваивает только на основе практических действий, в бытовой ситуации)
В связи с трудностью подражания большое значение в обучении приобретает физическая помощь в организации действий: взрослый начинает работать руками ребенка. Характерный путь развития от целого к проработке его частей.
Тренировки должны быть коротким, чтобы ребенок испытывал успех. Взрослый действует за ребенком его руками быстро, чтобы скорее завершить действие, проговаривая какой ты молодец.
Одним из этапов работы с ребенком заключается в развитии гнозиса и праксиса с использованием зрительно- моторного комплекса. Это необходимо для познания предметов и их характеристик. Когда ребенок может опознать и назвать отдельные предметы, можно перейти к конструированию предметов из его частей. Так при изучении темы овощи, фрукты ребенок вначале рассматривает их муляжи, а затем собирает их из отдельных частей. Детям с аутизмом тяжело дается восприятие предметов через их плоскостное изображение. Поэтому для начала необходимо показывать картинки с не закрашенными контурами, потом в одной цветовой гамме. Так же можно разрезать плоскостное изображение и сложить его в определенной последовательности. Одна и та же разрезная картинка дается ребенку несколько раз и собирается совместно с педагогом, а затем уже самостоятельно. Полезными станут занятия по рисованию и лепке, аппликации Они помогут ребенку закрепить образы предметов в памяти, развить мелкую моторику.
Начинать нужно с индивидуальных занятий, постепенно увеличивая количество детей в группе. (в своей практике я иногда использую обучение на фронтальных занятиях, но ребенок изначально просто присутствует, сидя со своей любимой игрушкой, от него не требуется каких-либо действий, ответов. Основное обучение проводится на индивидуальных занятиях. Постепенно, привыкнув к обстановке, ребенок начинает выполнять работу на фронтальных занятиях.)
При обучении счету любые задания выполняются в наглядной форме и повторяются несколько раз. Вначале обучения у детей с РДА формируется механический счет, без соотнесения с предметами, при пересчете предметов ребенок часто пропускает предмет. Поэтому обучение счету проводится совместно с действиями педагога (педагог палец ребенка ставит на предмет, затем на следующий, считая сам или вместе с ребенком. Такие занятия проводятся ежедневно, только в результате многократного повторения ребенок с РДА способен усвоить счет. (Так ребенок с РДА, придя домой стал давать маме безошибочно столько предметов, сколько она просила, помогая ей накрывать на стол). При обучении счету используется счет пальцев.
Такие дети любят пальчиковые игры, нанизывание бус, манипуляции с мелкими предметами. Обводим предметы пальчиком по контуру, даем словесную классификацию. Дети с аутизмом любят выполнять задания конструктивного характера, обводить предметы по контуру.
От детей с РДА не стоит ждать скорого результата в работе. Положительная динамика у таких детей наблюдается по истечении нескольких месяцев работы и является результатом многократного повторения одного и того же материала.