Папки-передвижки

Консультация «Составление рассказа по сюжетной картине»

Елена Шестакова
Консультация «Составление рассказа по сюжетной картине»
▼ Скачать + Заказать документы

Составление рассказа по сюжетной картине

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Краснооктябрьский детский сад»

филиал «детский сад Красная шапочка»

Консультация на тему :

«Составление рассказа по сюжетной картине»

Подготовила: воспитатель

Шестакова Елена Валерьевна

Публикация «Консультация „Составление рассказа по сюжетной картине“» размещена в разделах

Картина – это окно в чудесный, загадочный,

таинственный мир действительности,

созданный ребенком.

Развитие связной монологической и диалогической речи детей – одна из главных задач в детском саду.

Чтобы сформировать умения детей связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять рассказ на определенную тему, необходимо расширять словарный запас детей, воспитывать звуковую сторону речи и формировать грамматический строй речи.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине.

Требования к сюжетной картине :

1. Высоко художественность.

2. Реалистичность.

3. Доступность по содержанию (Отсутствие множественности деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).

4. Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

Занятие будет интереснее, если подобрать картины с проблемным сюжетом, которые:

• Отражают интересное событие, интригующую ситуацию;

• Вызывают яркую эмоциональную реакцию;

• Побуждают к размышлению;

• Стимулируют фантазию.

Занятие по разным видам картин включает ряд общих элементов:

• Подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины, наблюдения в природе и окружающей жизни и т. д.);

• Разбор содержания картины;

• Непосредственно рассказывание;

• Анализ детских рассказов.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога, так как дети фактически воспроизводят рассказ взрослого, выбрасывая выразительные, образные сравнения и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий. За одно занятие детям приходится выслушивать 4 – 5 однотипных рассказов. Этот вид деятельности становится неинтересным. Благое намерение педагога сводится к постоянным замечаниям скучающим дошкольникам: «Ребята! Слушайте внимательно! Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает». Этого требования хватает лишь на 30 – 40 секунд дисциплинированного поведения.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

Первый тип. Текст реалистического характера.

Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине.

Рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей.

• Описание картины как раскрытие темы.

• Развернутое описание конкретного объекта.

• Словесно – выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений).

Второй тип. Текст фантастического характера.

Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине для детей с более высоким уровнем развития.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления.

Закономерно выделение нескольких этапов. В каждом из них представлена какая – либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Этапы работы по составлению рассказов первого типа.

1 этап – определение состава картины

Выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной:

• Максимальной (с выделением всех объектов и их деталей);

• Средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей);

• Низкой (выделение только главных объектов).

При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому – либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т. д.

Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок (символы по картине).

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используются приемы «Подзорная труба», «Разведчики» (бинокль).

Для определения деталей одного объекта используют приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный?», «Сыщики» (лупа).

Обязательным условием является обозначение «земля – небо», «пол – потолок».

Окончательным итогом данного этапа считается рефлексия – осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод: «Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

2 этап – установление взаимосвязей между объектами на картине

С этой целью предлагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два, и объясняется уровень их взаимодействия: физический, эмоциональный, родственный и т. д.

3 этап – вхождение в картину

На этом этапе предусматривается описание объектов с помощью органов чувств (уже знакомая детям технология).

Необходимо представить возможные звуки и запахи, тактильные ощущения с помощью игровых упражнений «Пришел волшебник», «Я слушаю», «Назови объекты, которые могут издавать звуки (запахи)», «Я ощущаю руками».

Работая с картиной на этом этапе, необходимо начинать речевую зарисовку с фраз «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…».

Необходимо добиваться передачи отношения ребенка к воспринимаемому объекту. Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

4 этап – составление метафор по картине

1. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.

П: «Ель колючая, как ежик».

2. Если объект движущийся, выделяются его действия и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.

П: «дети притаились, как мышки».

В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями.

П: «Грудка у снегиря красная, как яблоко».

5 этап – преобразование объектов во времени

Алгоритм мыслительных действий:

1. Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.

2. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.

3. Составить рассказ о прошлом и будущем объекта.

П: Осень – снегирь – весна.

Кормушка – снег – гнездо.

В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позднее, до того – после того).

6 этап – описание местонахождения объектов на картине

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентиры двухмерного и трехмерного пространства.

В предварительной работе проводим ориентирование на чистом листе бумаги, активизируя соответствующий словарный запас: центральная часть, левая – правая, нижняя часть картины; правый – левый, верхний – нижний угол картины.

Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после.

Используется игра «Да – Нет».

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение.

Вопросы задаются таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет».

7 этап – выбор героя

Алгоритм мыслительных действий:

1. Выбрать героя на картине.

2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

3. Войти в образ героя.

4. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного героя с заданной эмоциональной характеристикой.

5. Решить проблемную ситуацию, содержащуюся в сюжете картины (если она есть)

8 этап – смысловая характеристика картины

Цели:

• Развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине;

• Упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл (на 2 – 3 году обучения с помощью пословиц и поговорок).

Этот этап является заключительным, обобщающим работу на всех предыдущих этапах по составлению рассказов 1 типа – т. е. реалистического характера.

Таким образом, проблема обучения дошкольников рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.

Правила для смелых и упорных педагогов

1. Если вы испытываете затруднения в работе по оставлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через пять лет станет легче.

2. Никогда не отвечайте сами на свой вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать нужно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

3. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

4. После проведения занятия посмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним. Более точным.

5. Если рассказ получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия «Составление рассказа по серии сюжетной картины «Заяц и снеговик» цель: учить составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картин отображающих последовательность событий и являющихся зрительным.

Конспект ООД «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Подготовила и провела: Кутлуева С. А. - воспитатель высшей квал. категории Цель. Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине» Конспект занятия в детском саду по развитию речи в средней группе: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Дети пришли.

Конспект занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Повара» Занятие учителя – логопеда по формированию связной речи у детей подготовительного возраста в группе комбинированной направленности. Тема.

Конструкт «Составление творческих рассказов по сюжетной картине «Птичий двор» .

Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Программное содержание: Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, при описании событий указывать время действия с использованием.

Составление рассказа по картине «Ежи» Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация: развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Тагирова.

Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» детский сад № 16 "Жемчужинка" воспитатель: Дергунова Е. А. Конспект занятий с детьми. Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

Составление рассказа по картине «Куры» для средней группы Задачи: учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине при помощи схемы; учить сравнивать петуха и курицу, курицу и цыплят.

Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка» ЦЕЛИ: учить составления описательного рассказа по репродукции картины; развивать наблюдательность и зрительное внимание; развитие логического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Составление рассказа по сюжетной картине»
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 23:01
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Составление рассказа по сюжетной картине»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шестакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД