Наталья Царюк
Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Аленушка»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ: учить составления описательного рассказа по репродукции картины; развивать наблюдательность и зрительное внимание; развитие логического мышления и творческого воображения; развитие лексико-грамматического строя речи (обогащение и активизация словаря, построение сложных предложений); воспитание интереса к произведениям живописи.
Публикация «Составление рассказа по картине В, М, Васнецова „Аленушка“» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник, знакомство с картинами
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция картины В. М. Васнецова «Аленушка»; серия карточек – символов (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце»).
Ход ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Сегодня мы будем рассматривать картину и рассказывать, что на ней изображено.
Чтение стихотворения М. Пожарова «Девочка в лесу»
О чём ты плачешь, девочка,
В задумчивой глуши,
У озера, где зыблются
Седые камыши?
Зачем слезинки вспыхнули
И льются на траву!»
-«Я жду к себе русалочку,
Зову её, зову!
Никто не откликается, –
И скучно мне одной!
Вокруг так неприветливо
И лес такой пустой.
- Есть ли общее в настроении стихотворения и картины?
2. РАБОТА С КАРТИНОЙ. ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ТЕЛЕИГРА»
- Картина называется «Аленушка». Написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Кто изображен на картине? (На берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, девушка.)
- Какое произведение устного народного творчества напоминает эта картина? Почему?
- Художник написал «Аленушку» под впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.
- Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? Ответы детей.
- Есть ли в сказке то, что изображено на картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленочек и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки.)
- В. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.
- Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде? (выставляются карточки-символы)
Аленушка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка.
- Что делает девушка? (символ) (Сидит на камне. Аленушка положила голову на колени.)
- Какие чувства вызывает она у вас? – (символ) (Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в темном лесу на берегу озера).
- Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки? (символ, (Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане; зеленые различных оттенков: от светлого до темно- зеленого, почти черного.
3. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. Обычная ходьба.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем, Ходьба «змейкой».
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. Бег на носках.
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. Ходьба на пятках.
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
4. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ
- Где происходит действие картины? (символ, (Алёнушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором черная. Кругом темный лес, пожелтевшая трава)
- Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить? (Художник изобразил раннюю осень. Мы видим желтые листья, слегка пожелтевшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее.)
- Подберите теперь слова-признаки к словам небо (осеннее, хмурое, унылое, серое); листья (опавшие, пожелтевшие, желтые); озеро (глубокое, бездонное); вода (темная, почти черная, холодная); лес (мрачный, темный, таинственный).
5. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТОЧЕК-СИМВОЛОВ
- Сейчас мы будем описывать картину, а помогут нам эти карточки – символы (напоминаем значение карточек и выставляет их в последовательности рассказа : вопросительный знак, место действия, время действия, композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц; цветовая палитра, символ «сердце»).
Дети представляют свои рассказы.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАНЯТИЯ.
Оценка рассказов детей