Сулейманова Ирина
Конструкт «Составление творческих рассказов по сюжетной картине «Птичий двор»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: средняя (4-5 лет)
Вид НОД: Развитие речи
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тема: Составление творческих рассказов по сюжетной картине «Птичий двор».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная
Публикация «Конструкт „Составление творческих рассказов по сюжетной картине „Птичий двор“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы, птички. Конструирование, поделки
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Планируемый результат: Дети проявляют активность, любознательность, инициативность в процессе совместной деятельности. Демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой деятельности. У детей развивается связная речь (диалогическая, монологическая). Дети умеют определять объекты, изображённые на картине. Дети запоминают эмблемы этапов и самостоятельно озвучивают правила этапов. Дети умеют находить взаимосвязь объектов, изображённых на картине. Дети умеют объяснять связь между объектами. Дети умеют на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств. Дети умеют анализировать свою деятельность в процессе рефлексии совместной деятельности.
Цель: развитие связной речи в процессе обучения составлению творческого рассказа по сюжетной картине «Птичий двор» посредством мнемотехники.
Задачи образовательной деятельности
Воспитательные:
• Воспитывать у детей активность, любознательность, инициативность в процессе совместной деятельности.
• Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой деятельности
Развивающие:
• Развивать умение анализировать свою деятельность в процессе рефлексии совместной деятельности.
• Развивать связную речь (диалогическую, монологическую формы).
• Развивать творческое воображение в процессе совместной деятельности по достижению игровой цели.
Обучающие:
• Учить детей определять объекты, изображенные на картине;
• Учить детей запоминать эмблемы этапов и озвучивать их правила.
• Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; объяснять связи между объектами;
• Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств. Иван – воспитывать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности;
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, обучение в ЗБР, принцип деятельности.
Принципы развития речи:
• принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
• принцип активной речевой практики;
• принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
Методы воспитания: беседа, поощрение, художественное слово.
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, игра.
Методы ТРИЗ: метод мозгового штурма, метод синектики, метод системного оператора.
Средства воспитания и обучения: Наглядные (картина «Птичий двор», мольберт с магнитами, схемы этапов).
Список использованных источников:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст]: кол. моногр. / под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155. – Каменск-Уральский: ГБПОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогической колледж», 2014. – 36 с.
3. Сидорчук, Т. А., Лелюх, С. В Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине [Текст]: методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей -4-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2014.-40с. : ил. (Растём умными (Технология ТРИЗ).
4. Репродукция картины «Птичий двор».
5. Картотека физкультминуток [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. (1 файл). – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/04/26/kartoteka-fizkultminutok - (09.11. 2017).
Предварительная работа:
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья, поставленные полукругом.
-Ребята, сегодня я познакомлю вас с необычными схемами. Мы будем рассматривать картину, и пользоваться этими схемами. Посмотрите на доску. Воспитатель вывешивает на доску схему первого этапа. Кругами на схеме обозначены объекты, которые вы увидите на картине. Воспитатель вывешивает схему второго этапа. А вторая схема, обозначает, что каждый объект связан с другим объектом на картине. Для этого круги соединены стрелочками. Воспитатель вывешивает схемы третьего этапа. Посмотрите, я повесила сразу 3 схемы. Что на них изображено? Правильно, ухо, нос и рука. Эти схемы обозначают, что можно войти в картину и ощутить предметы на ощупь, понюхать их и услышать, какие звуки они издают. Давайте повторим. Мила, скажи, что означает схема первого этапа. Захар, что означает схема второго этапа? Тимофей, что означает схема третьего этапа, где изображено ухо? Наташа, что означает схема третьего этапа, где изображен нос? Артем, что означает схема третьего этапа, где изображена рука? Правильно, ребята, молодцы.
Ход деятельности
1. Этап организационно-мотивационный
Задачи:
• Собрать внимание детей и мотивировать их на предстоящую деятельность.
• Развивать связную речь (диалогическую, монологическую формы).
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики перед телевизором.
-Ребята, посмотрите, какую картину нам прислали из музея искусств. Музей искусств – это музей, в котором есть много картин, в нем часто организуются выставки. Скоро в его музее будет организована выставка зимних картин и организаторам необходимо отобрать лучшие картины. Организаторы выставки просят нас побыть экспертами, тщательно изучить картину и выяснить, нужно ли её поместить на выставку. Вы хотите помочь? А можно я буду руководителем нашей экспертной группы?
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода
Задача:
• Побуждать детей на совместную деятельность.
2.1 Этап
«Определение состава картины»
Задачи:
• Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
• Учить детей запоминать схему и озвучивать правила игры.
• Учить детей определять объекты, изображенные на картине.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть.
• Воспитывать у детей активность, любознательность, инициативность в процессе совместной деятельности.
• Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой деятельности.
• Развивать связную речь (диалогическую, монологическую формы).
Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
-Для начала, нам, как экспертам, нужно определить, что находится на картине. В этом нам помогут подзорные трубы. Возьмите по одной. Задача экспертов – навести подзорную трубу на объект, и назвать его.
Посмотрим, кто из экспертов самый внимательный, кто больше всех увидит и назовёт разных объектов.
Воспитатель по мере называния объектов обозначает их схемами.
- Молодцы, все эксперты замечательно справились со своей задачей.
-А что же делали эксперты? (назвали объекты, изображённые на картине.)
Воспитатель вывешивает схему этапа.
2.2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Задачи:
• Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине.
• Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; объяснять связи между объектами;
• Учить детей запоминать схему и озвучивать правила.
• Воспитывать у детей активность, любознательность, инициативность в процессе совместной деятельности.
• Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой деятельности.
• Развивать связную речь (диалогическую, монологическую формы).
-А сейчас экспертам нужно определить, какие объекты на картине связаны друг с другом.
Воспитатель вывешивает схему данного этапа
А для этого выберете два объекта и подумайте, как же они связаны?
В случае затруднений у детей воспитатель показывает пример, как необходимо связать объекты.
Воспитатель соединяет стрелками связи, названные детьми.
- Молодцы, у вас все получилось!
Какую задачу вы, как эксперты, выполнили сейчас? Да, определили, как предметы на картине связаны между собой.
2.3 Физкультминутка
Задачи:
• Дать возможность детям отдохнуть.
• Подготовить их к дальнейшей деятельности.
- Эксперты, вы, наверное, устали? Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Воспитатель зачитывает физминутку, показывая движения.
Мы сначала будем хлопать! (Дети хлопают в ладоши)
А потом мы будем топать! (Дети ходят на месте, руки на поясе)
А потом мы повернемся (Дети ходят на месте вокруг себя, кисти собраны в кулак, руки согнуты в локтях)
И друг другу улыбнемся! (На лице улыбка, руки опущены вниз, слегка разведены, ладони открыты наружу).
2.4 Этап «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»
Задачи:
• Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств.
• Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило.
• Учить детей запоминать схему и озвучивать правила.
• Воспитывать у детей активность, любознательность, инициативность в процессе совместной деятельности.
• Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку
• посредством создания ситуации успеха в игровой деятельности.
• Развивать связную речь (диалогическую, монологическую формы).
• Развивать творческое воображение в процессе совместной деятельности по достижению игровой цели.
-Эксперты готовы продолжить свою работу?
Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
-Представьте, что вы вошли в картину. Расскажите, что вы слышите, оказавшись в картине. Выберите один объект и представьте, какие он издаёт звуки. Начинать предложение нужно со слов:
«Я слышу, как (что…»
В случае затруднений у детей воспитатель оказывает помощь.
-Замечательно! А теперь нужно описать ощущения, полученные через органы обоняния. Выберете один объект и представьте, чем он может пахнуть. Начинать предложение нужно со слов:
«Я чувствую, как пахнет (запах…».
В случае затруднений у детей воспитатель оказывает помощь.
-Сейчас экспертам нужно рассказать, что вы чувствуете, когда прикасаетесь к какому- либо объекту. Выберете один объект и представьте, какой он на ощупь. Начинать предложение нужно со слов: «Я чувствую на ощупь…».
Воспитатель вывешивает схему данного этапа.
В случае затруднений у детей воспитатель оказывает помощь.
- Молодцы, ребята, у вас получилось очень хорошо.
А еще по картине можно составить рассказ. Кто хочет первый составить свой рассказ?
Ребята, какие замечательные, интересные рассказы у вас получились! А можно я вам расскажу свою историю?
Воспитатель рассказывает историю, опираясь на схемы «Я слышу», «Я чувствую», «Я ощущаю».
- Петя встал рано утром, когда взошло солнце и закричал во все горло «Ку-ка-ре-ку!». Он разбудил всех на птичьем дворе и решил прогуляться. Петя подошел к курочке Пеструшке и поздоровался с ней. Спросил: «Что ты делаешь, Пеструшка?». А пеструшка ему ответила: «Я высиживаю яйца». Тогда Петя подошел ко второй курочке Белушке и тоже узнал, чем она занимается. Потом он решил поклевать зерна, и попить водицы, потому что на улице стояла жара. После того, как Петя напился, он вскочил на забор и стал сидеть и наблюдать за курицами и цыплятами. Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину,
включаются в игру,
составляют рассказ о том, что они слышат, нюхают и ощущают на ощупь.
4. Этап рефлексии
Задачи:
• Развивать умение анализировать свою деятельность в процессе рефлексии совместной деятельности.
• Развивать связную речь (диалогическую, монологическую формы). Беседа
поощрение
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.
- Работа экспертов подошла к концу. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли? Хорошо, а какое задание было самым трудным? А что было самым легким? Ну что ж, пришло время экспертам сделать вывод: подходит ли эта картина для выставки? Будет ли она интересна людям? Замечательно! Сегодня вы были очень внимательными и активными экспертами.
5. Открытость
Задача:
• Ориентировать детей на самостоятельную деятельность. эмоциональное стимулирование - Ребята, а вы бы хотели, чтобы ваши картины тоже появились на выставке? Вы можете нарисовать любую картину в свободное время или дома.