Наталья Петухова
Консультация «Особенности развития внимания в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности развития внимания в дошкольном возрасте»
Проблема развития внимания у детей дошкольного возраста является одной из главных в возрастной психологии, а также в педагогике. При этом внимание как самостоятельный психический процесс признается далеко не всеми учеными-психологами.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тем не менее, рассматривая внимание как самостоятельный процесс, мы можем выделить различные стадии его развития у дошкольников:
1) Первые недели/месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2) Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3) Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4) Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5) Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6) Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
7) Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Простейшее непроизвольное внимание начинает развиваться уже в младенческом возрасте. В дальнейшем на основе непроизвольного внимания появляются более сложные его виды – произвольное и постпроизвольное внимание. Процесс их развития происходит за счет функционального развития мозга ребенка, а также за счет внешних факторов, к которым относится воздействие взрослых, воспитание и направление внимания ребенка. Важность внешнего воздействия отчетливо сформулирована в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. Согласно его теории, высшей точкой развития внимания и других психических процессов у дошкольников является самостоятельное использование сложных знаков, главным и самым сложным из которых является слово.
Также, согласно концепции П. Я. Гальперина, по своей функции внимание представляет собой контроль за содержанием некоего предмета (явления, события, попавшего с сферу деятельности ребенка. Согласно этой концепции, в каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым. Контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
В дошкольном возрасте происходит развитие всех важнейших свойств внимания, таких как объем, устойчивость, переключение, удержание и др. Эти процессы продолжаются и в младшем школьном возрасте, но именно в дошкольные годы закладываются основы внимания, а значит и основы успешного обучения и успешной жизни будущего взрослого.
В этой ситуации очень важно поведение взрослых, которые могут научить ребенка управлять собственным вниманием (с помощью команд и инструкций, а значит – перевести внимание из разряда произвольного в непроизвольный.
К началу учебной деятельности ребенок уже обладает достаточным объемом внимания, способностью удерживать, распределять и переключать внимание, а также совершать многие действия автоматически, тем самым высвобождая внимание для других объектов. Гармоничное развитие всех свойств внимания является для ребенка залогом хорошей и успешной учебы при выходе из дошкольного возраста.
Таким образом внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, полевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие свойств внимания находится в тесной связи с общим умственным развитием ребенка.