Таисья Сагалакова
Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему
«Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»
Публикация «Из опыта работы, Консультация для педагогов на методическом часе „Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
Коммуникативная компетентность - сложное, многокомпонентное образование. Это:
желание субъекта вступать в контакт с окружающими;
умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,
умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Условия развития коммуникативной компетентности :
- социальная ситуация развития ребенка;
- формирующаяся их потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности, которые создают зону ближайшего развития ребенка
Составляющие коммуникативной компетентности :
Внешние характеристики:
общение со взрослым,
формирование коммуникативных навыков,
формирование мотивационной включенности в речевое высказывание.
Внутренние характеристики:
- развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности;
- развитие вербально- логических компонентов познавательной деятельности, формирование речевой и языковой компетентности ребенка
Психолого-педагогическое просвещение персонала
возрастных особенностей дошкольников;
оптимальных путей организации общения между детьми;
принципов коммуникации детских групп;
Формы работы :
лекции,
- беседы,
- групповые консультации,
- анкетирование,
- подбор психолого-педагогической литературы,
- тренинги профессионально-педагогической компетентности, межличностного общения
Педагогические условия коммуникативной компетентности старших дошкольников. Это:
развитие коммуникативной компетентности дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;
развитие коммуникативной компетентности дошкольников организуется в условиях совместной деятельности педагога и ребенка с учетом индивидуально-возрастных особенностей, специфики речевого развития;
разработана система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его оптимизации.
В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется:
умение вести диалог, беседу;
- развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;
- независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи
Методы воспитания коммуникативной компетентности
методы накопления содержания детской речи: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов;
рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения просмотр телепередач;
групповой тренинг
Средств формирования коммуникативной компетентности
сюжетно-ролевая игра-игра, сказка, игрушка (развитие интеллекта, психических процессов, личности в целом)
создание сюжетных ситуаций
дидактические игры
Система воспитания коммуникативной компетентности :
разработанный диагностический инструментарий развития связной речи,
формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание,
развития вербально- логических компонентов речевой деятельности и произвольной регуляции сенсомоторной активности,
формирования речевой и языковой компетентности ребенка);
комплексную программу развития коммуникативной компетентности дошкольников (речевое развитие, включение дошкольников в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками); отработку технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации;
повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры
изучение семей детей;
- привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения,
- изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей,
- просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников,
- учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения
Коммуникативная компетентность –совокупность знаний, умений и навыков протекания коммуникативных процессов :
-овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий;
-планирование ситуации общения с учетом специфики речевого нарушения (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры,
-правила регуляции коммуникативного поведения старших дошкольника и средств его воспитания. Спасибо за внимание.