Приходько Светлана Александровна
Консультация на тему «Игра — путь к познанию предметного мира»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка
Имеет то же значение какое у взрослого
имеет деятельность, работа, служба.
Каков ребёнок в игре таким во многом
он будет и в работе когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит прежде всего в игре…».
А. С. Макаренко
Чем младше ребёнок тем сложнее у него узнать, что чувствует, думает, как воспринимает свои отношения с родителями, сёстрами, братьями и другими близкими людьми.
Публикация «Консультация на тему „Игра — путь к познанию предметного мира“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Темочки
Понаблюдайте за его игрой и вам многое станет понятно. В игре ребёнок моделирует и отражает значимые для него социальные и межличностные отношения. Наблюдая за развитием игрового сюжета связанного с семьей можно увидеть развёрнутую картину внутрисемейной жизни «глазами ребёнка». Игра может выявить реальные переживания ребёнка, личностный смысл изображённых в ней событий, уже сформированные способы разрешения конфликтных ситуаций, его отношение к родительскому стилю воспитания, в частности к методам воздействия на него- поощрения и наказания. Наблюдение за игрой позволит также определить на какие морально- этические эталоны и ценности ориентируется ребёнок, какие поло- ролевые образы приняты им как основа для подражания.
Представление о предметном мире можно сформировать у детей разными путями в том числе в дидактических играх. Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфический способ решения задач. Например в игре «Чудесный мешочек» предлагается несколько мотиваций «Приходит на электронную почту письмо от Незнайки в котором говориться о том, что он собирается открыть магазин где будут два отдела «Овощи» и «Одежда». Однако все предметы (товары) перепутаны и поэтому Незнайка просит детей помочь ему разделить их.
Для ознакомления детей с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр.
• Игры направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.
К ним относятся: игры- раскладки, игры- определения и игры- описания.
Игры- раскладки направлены на формирование умения определять к какому миру- природному или рукотворному относится предмет.
Игры- определения. Их цель- определить способ использования предметов. В играх «Что лишнее?», «Скажи как использовать предмет» детей побуждают называть функцию вещи.
Игры- загадки, отгадки: «Найди заданный предмет», «Угадай какой предмет загадали». Их цель- научить детей загадывать загадку о предмете описав его.
• Игры направленные на совершенствование способов взаимодействия с окружающей средой.
К ним относятся: игры- эксперименты, игры- опыты «Что в коробочке», «Что звучит», «Музыка или шум», «Бумага: какая она». Например с помощью игры «Что в коробочке» дети знакомятся со значением света, его источниками (солнце, свеча, фонарик. лампа, усваивают, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
• Игры направленные на приобщение детей к преобразованию предметов.
К ним относятся игры- преобразования: «Используй по-другому», «Можно-нельзя». Взрослый показывает предметную картинку. Дети называют предмет и каждый по очереди рассказывает как его можно использовать. Например деревянной ложной едят, ею размешивают, её используют как музыкальный инструмент, как декоративное украшение и т. д.