Светлана Соболева
Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Страна, открывшая путь в космос
Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время.
Формируемые УУД: познавательные - самостоятельно формулировать познавательные цели, владеть навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; лич-ностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Публикация «Урок окружающего мира в 4 классе „Страна, открывшая путь в космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, портрет Ю. Гагарина.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Индивидуальное задание на карточке
Карточка 1
Какие героические страницы Великой Отечественной войны вам известны?
Карточка 2
Какие российские города получили звание «город-герой»?
2. Блицопрос
• Когда началась Вторая мировая война? (В 1939г.)
• Когда фашистская Германия напала на Советский Союз? {22 июня 1941 г.)
• Кто руководил захватом нашей Родины? (Адольф Гитлер.)
• Какая битва стала первым поражением врага? (Битва под Москвой.)
• Почему война называется Великой Отечественной? (На борьбу поднялся весь народ.)
• Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)
• Когда Советская армия перешла в наступление? (В 1942 г.)
• Когда разгорелось сражение под Курском? (Летом 1943 г.)
• Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? (В 1944 г.)
• Когда начался штурм Берлина? (В апреле 1945 г.)
• Кто им руководил? (Г. К. Жуков.)
• Какой день стал Днем Победы? (9 мая.)
• Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (Свыше 27 млн.)
• Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? (4 года.)
3. Тест
(Учитель может использовать задания теста 15 «Великая Отечественная война» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)
4. Дополнительные сообщения
— Какие сообщения вы приготовили по данной теме?
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост — И поднимется до звезд. (Ракета.)
— О чем будем говорить на уроке? (Наверное, о космосе.)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Страна, открывшая путь в космос».)
— Что можете сказать? (Наша страна первой проложила дорогу к звездам.)
— Что вы уже знаете по этой теме? (Высказывания детей.)
— Что вам хотелось бы еще узнать? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа по учебнику С. 147
— Прочитайте текст на с. 147. Что нового вы узнали из этого текста? (Ответы детей.)
— Какое событие произошло в 1957 г.? (На орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.)
— Кто и когда первым побывал в космосе? (12 апреля 1961г. Юрий Гагарин совершил космический полет.)
— Как назывался его космический корабль? («Восток».)
2. Рассказ учителя
В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное войной хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чем-то их обогнать.
Однако 4 октября 1957 г. в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. А 12 апреля 1961 г. весь мир облетело новое ошеломляющее известие — впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. Другим первооткрывателем-космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов - первый человек, вышедший в открытый космос. Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.
Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения. Находящиеся на орбите спутники, космические станции и аппараты требуют специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ликвидировать или возвращать на Землю. Орбитальные станции используются в качестве космических баз. С февраля 1986 г. на околоземной орбите находилась станция «Мир». Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира. 22 марта 2001 г. эта станция была затоплена в океане.
V. Первичное закрепление
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задание 2 на с. 52.
(Если есть возможность, прослушать эту песню.)
— Какие песни о космосе вы еще знаете?
— Каких космонавтов вы еще знаете? (См. дополнительный материал к уроку.)
2. Конкурс «Космический словарь»
— По цепочке назовите как можно больше слов на тему «космос». Кто назовет последним, тот станет победителем. (Спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт и т. д.)
— Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать? (Смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта и др.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Рассказ учителя
В 1970—1980-е гг. Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, и особенно от Японии и США. Жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства и в 1991 г. прекратил свое существование.
2. Работа по учебнику С. 148-149
— Прочитайте об этих событиях. Приготовьтесь отвечать на вопросы.
(Ученики самостоятельно работают с текстом. После чтения учитель проводит игру «Самый внимательный читатель». Отвечая верно на вопрос, ученик получает жетон.)
— Что стало особенно цениться в 1970-е гг.? (Образование.)
— Назовите новые постройки. ( На сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская и Саяно-Шушенская.)
— Какие велись разработки природных ископаемых? (Добыча нефти и газа в Западной Сибири.)
— Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка? (Вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду.)
— Какие бытовые трудности переживал народ? (В магазинах пропадали самые необходимые вещи, привычными стали длинные очереди.)
— Что произошло в 1991 г.? (Советский Союз прекратил свое существование. Республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами.)
— Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР? (Россия.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задания 1, 3 на с. 52—53. (Взаимопроверка.)
4. Работа с загадками
Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет, Человек им управляет — Что такое? (Звездолет.)
Крыльев нет, но эта птица Полетит и прилунится. (Луноход.)
Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету. Кто же это? (Космонавт.)
Обгоняя ночь и день,
Вкруг Земли бежит олень.
Задевая звезды рогом,
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт.
Он Вселенной следопыт. (Спутник.)
5. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока? (Расширить знания по данной теме.)
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 150 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что.»
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 147—152 учебника.
2. Выполнить задание 4 на с. 53 рабочей тетради.
3. Подготовиться к проверочной работе по разделу «Страницы истории Отечества», выполнить работу с «Героической летописью России» на с. 53 рабочей тетради.
4. Подготовить сообщения о космонавтах (Ю. Гагарин, Г. Титов, В. Терешкова, Е. Леонов и др.).