Елена Левченко
Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русским народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, колыбельные и т. д. Это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимает его красоту, лаконичность, приобщение к культуре своего народа. Малые формы фольклора «являются первыми художественными произведениями», которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.
Публикация «Консультация „Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русским народным творчеством“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Основная работа по развитию речи дошкольников – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития :
воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т. д.);
2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т. д.);
3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);
4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение, формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;
Все эти задачи решаются в том числе и с помощью фольклора. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей дошкольного возраста, произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Четвёртый год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к условиям детского сада. В период расставания ребенка с родителями можно переключить внимание на яркую красочную игрушку (зайку, кошечку, собачку, сопровождая движения героя чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к воспитателю.
Многие потешки связаны с игрой. Постепенно ребенок выучивает стишки - потешки, сопровождающие игру, и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы. Таким образом, потешки способствуют развитию связанной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляет правильное произношение отдельных звуков.