Юлия Алексеева
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через музыкальные занятия посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основная задача музыкального воспитания : воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес. Одним из важнейших видом музыкальной деятельности детей является – пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетике – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого проводятся игры: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т. д. большое внимание уделяется голосу ребенка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой при роды: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети учатся слушать свой голос. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук. Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
под музыку. Программа «ладушки» в своих разработках рекомендует проводить пальчиковые игры во всех детских садах на каждом музыкальном занятии. К сожалению, сейчас настала такая необходимость. Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь» Целью моей работы является: формирование художественно-эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности. Задачи: Для достижения данной цели определены следующие задачи:•пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;•использовать в данной деятельности : театрализованные игры, постановку театра - марионеток;•развивать связную речь; •развивать формирование навыка творческого воображения дошкольников через театрализованную деятельность;Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объеме развивают его эмоциональность и речь, ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, а правильно поставленные вопросы во время игры заставляют ребёнка думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Во время театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка для дошкольников имеет нравственную направленность.
Любимые герои становятся образцом для подражания. Кроме того, театрали-зованная игра позволяет ребёнку преодолевать скованность,стеснительность,замкнутость. Вначале воспитатель и музыкальный руководитель сам проигрывает предполагаемый сюжет в ролях. Затем предлагается детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, ненавязчиво предлагаем сыграть самому ребёнку. Очень интересно менять сюжеты. Например: лиса не съела колобка, козлята от волка спаслись и т. д. Дети с удовольствием и смекалкой придумывают сюжеты и проигрывают их. Кукольный театр дети очень любят. Во время просмотра спектакля эмоции переполняют маленьких зрителей. Слушая наших замечательных и артистичных кукловодов, дети учатся выразительной и эмоциональной речи. Кроме того, нравственная направленность спектаклей развивает у детей чувство доброты и сопереживания, чего так сейчас не хватает на экранах телевизоров и в мультфильмах, которых дети дома просматривают великое множество.
Театр марионеток. К старой тряпичной кукле пришиваются лески, которые прикрепляются к крестовинке. Кукла марионетка готова. Музыкально – театрализованная деятельность это : музыкально – дидактические игры, запевки, заклички, пословицы, инсценировки, постановка всех видов театра, ситуативно – сюжетные этюды, речитативы. Возможности использования игры имеют большое значение в умственном,нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Игровые технологии издавна зарекомендовали себя и в плане эффективности коррекции различных речевых нарушений. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в речевой работе с детьми игры способствует предупреждению или вытеснению фиксирования ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Различные виды игр по-разному воздействуют на речь детей и соответственно могут иметь различные направления речевой работы. Дети, играя роль, следят за правильностью, выразительностью, ясностью и чистотой своей и чужой речи.
Очень важно давать детям с речевыми нарушениями выступать наравне с другими детьми хотя бы с самыми маленькими ролями, чтобы предоставить
им возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь, стараясь преодолеть речевые трудности. Использование игр - драматизации (театрализованных игр) направлено на развитие коммуникативности ребенка. Характерной особенностью игр - драматизаций является то, что в них дети имеют возможность выражать свои мысли, фантазировать, передавать впечатления об окружающем. В них главное - свободная спонтанная речь,уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, формирует мотивацию к процессу говорения, воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей, развивает воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, двигательный ритм, пластичность. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков и т. д. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач.
Для воспитания творческой личности большое значение имеет музыкально – игровое творчество. Оно оказывает на детей коррекционное воздействие,развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Музыкальные игры с элементами драматизации позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность, а любимые герои становятся образцами для подражания. Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя и воспи-танников охватывает следующие направления: приобщение к искусству, на-родной культуре, детско – родительское взаимодействие. Сюжеты игровых занятий позволяют создать радостную, дружескую атмосферу в детско – взрослом коллективе сада, вызвать у детей эмоциональный отклик, сделать событие ярким, впечатляющим и запоминающимся.
Мероприятие совместно с родителями способствуют формированию соци-ально – личностных качеств у дошкольников, так как они перенимают опыт общения со сверстниками и взрослыми непосредственно от родителей, этот опыт переносится в игру. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. И самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни. Когда я стала вводить в музыкальные занятия элементы игр-сказок и театрализованных сценок, то заметила, что дети стали меняться. Начала исчезать скованность, нерешительность, застенчивость. Во время театрализованных игр я старалась предоставить детям свободу в выборе движений для импровизации. Такая свобода благотворно влияла на развитие детской активности.
Постепенно я стала вводить музыкальные игры-сказки в утренники. Например: сценку «Какая мама лучше?» я включила в утренник, посвященный дню 8 Марта; сценку «Спор овощей» – в осенний праздник и мн. др. Постепенно я стала усложнять музыкальные игры-сказки и вводить их в утренники.
Театрализованная – музыкально – драматическая деятельность является уникальным средством для развития речи детей. Когда я стала вводить в музыкальные занятия элементы игр-сказок и театрализованных сценок, то заметила, что дети стали меняться. Начала исчезать скованность, нерешительность, застенчивость. Во время театрализованных игр я старалась предоставить детям свободу в выборе движений для импровизации. Такая свобода благотворно влияла на развитие детской активности и речи.