Евгения Лихацкая
Консультация «Формирование компьютерной грамотности и информационной культуры в организации деятельности педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Уровень информационной культуры педагога приобретает чрезвычайную актуальность для педагогики, что обусловлено современными тенденциями образования: введение ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.
Публикация «Консультация „Формирование компьютерной грамотности и информационной культуры в организации деятельности педагога ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Мой друг - компьютер
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Профстандарт сегодня – объективный измеритель квалификации педагога и подробнее всего в нем описаны компоненты ИКТ-компетентности педагога
Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников.
В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Почти ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации (мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении).
Важную роль в познании великого и разнообразного окружающего мира детьми в настоящее время занимают информационные компьютерные технологии. В каждой семье есть (ИКТ) : телевизор, большинство семей используют компьютер, компьютерные игры, Интернет, видео, DVD, CD, мультимедиа, мобильный телефон, то есть всё то, что может представлять широкие возможности для коммуникации и использования компьютера, с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки» : развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Считаем со Смешариками», «Баба Яга учится читать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Смешарики. Букварик-Смешарик», «Маша и медведь. Подготовка к школе», «Маша и медведь. Развивающие игры для малышей», «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Слайд 6 Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».
Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов : необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
Разрабатывая модель формирования информационной культуры, мы исходили из идеи о том, что формирование информационной культуры педагога возможно только на деятельностной основе, требующей от педагога интеграции его компьютерной грамотности с педагогической компетентностью.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
В свою очередь, связанная с ней компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
«Информационная культура» - умение использовать возможности информационных знаний не только в своей профессиональной сфере, но и в повседневной жизни человека современного информационного общества.
В связи с этим К. К. Колин трактует термин «информационная культура» как «совокупность профессиональных, социальных и этическим норм поведения людей в новой, высокоавтоматизированной информационной среде обитания».
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
• использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
• использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе :
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий :
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Принтер
• Видеомагнитофон, DVD плейер
• Телевизор
• Магнитофон
• Фотоаппарат
• Видеокамера
• Электронные доски
Между тем, не стоит забывать при внедрении ИКТ в образовательный процесс и о взаимодействии с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
• рост объема информации;
• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
• оперативное получение информации;
• расширение информационных потоков;
• создание электронных газет, журналов;
• на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;
• онлайн-консультации специалистов для родителей;
• дистанционное обучение для часто болеющих детей.
Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей первой ступени общего образования на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Однако, действующая система дошкольного образования, существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом. К сожалению, не все детские сады оснащены современными техническими средствами и не все воспитатели готовы применять их в работе из-за отсутствия соответствующей подготовки. А ведь информационно-коммуникационные технологии открывают для педагогов следующие возможности:
1. Экономия затрат труда и времени:
• сокращается работа педагога с бумажными носителями (оформление перспективных планов, конспектов НОД, досугов и развлечений, аттестационных материалов, обобщения опыта, портфолио педагога или ребёнка, обработка результатов мониторинга и представление их в виде графиков и диаграмм, и т. д.);
• меньше требуется времени для подготовки наглядно-дидактического и раздаточного материала к НОД;
• быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы;
• эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм и др. ;
• составление и оформление буклетов, брошюр, листовок, папок – передвижек и др. ;
• сканирование и отправка по электронной почте творческих детских работы на различные конкурсы;
• тиражирование материалов в нескольких вариантах и нужном количестве экземпляров для работы с детьми и родителями.
2. ИКТ позволяют педагогу модернизировать воспитательно-образовательный процесс:
• проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций
Организация НОД в детском саду имеет свою специфику: детская природа требует наглядности, один и тот же программный материал должен повторяться многократно, большое значение имеет многообразие форм подачи информации. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками и текстом, а также клипы, записи речи, мультфильмы и т. д.
• фотографирование и съемка художественного творчества и продуктивной деятельность детей, а так же их результатов, мероприятий, развлечений, целевых прогулок и наблюдений, интересных случаев из жизни воспитанников группы, их совместный просмотр и обсуждение, организация фотовыставок.
3. Общение на форумах сайта, использование электронной почты позволяют:
• быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах;
• отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров);
• получать консультации по возникшим проблемам;
• знакомиться с передовым опытом и наработками своих коллег;
• размещать свои работы на сайтах, тем самым знакомить со своей деятельностью педагогическое сообщество, представлять накопленный опыт коллегам, родителям и детям.
4. «Скайп» (видеочат) помогает в проведении видеоконференций с коллегами.
5. Использование интернета позволяет читать электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов и т. д.
6. Одним из важнейших направлений работы воспитателя является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет не только разнообразить и расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь большее количество родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе через:
• сайт дошкольного учреждения
На сайт может зайти любой пользователь и ознакомиться с нормативными документами, которыми руководствуется ДОУ в своей работе, с образовательной программой, найти необходимую информацию по дополнительным услугам, которые оказываются в детском саду, просмотреть фотоальбомы с различных мероприятий, фотогалерею с детскими работами. На сайте размещается информация о конкурсах в детском саду, объявления о проводимых мероприятиях. Таким образом, родители всегда могут быть в курсе всех происходящих в детском саду событий.
• собственный интернет-сайт, электронный адрес, электронное портфолио педагога (взять примеры сайты наших педагогов)
Сайт воспитателя открывает возможность знакомить родителей с жизнью дошкольников в группе. На сайтах публикуются различные материалы и статьи, освещаются вопросы воспитания и развития детей. Родители могут общаться с педагогами, получать необходимые консультации на интересующие вопросы, также делиться своим опытом по воспитанию детей. Вместе с ребёнком могут заглянуть на сайт и посмотреть новые фотоснимки, видеофрагменты, посмотреть записи праздников, мероприятий, НОД.
При проведении родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации. Благодаря таким презентациям воспитатель получает возможность представить не только основные теоретические сведения, но и аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования, а также продемонстрировать слайд-шоу и видеофайлы о проведённых мероприятиях в группе и детском саду.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению эффективности труда педагога и достижению нового качества образования.
Вывод: Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволят наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование компьютера в ДОУ может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители - начинают активнее участвовать в групповых проектах.
Список используемой литературы:
1. Жилкин, В. В. Информационная культура как фактор формирования педагогического мастерства [Электронный ресурс] / В. В. Жилкин.
2. Данильчук, Е. В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога [Текст] /Е. В. Данильчук // Педагогика. – 2003. -№ 1.
3. Семёнов, А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А. Л. Семёнов. - М. : Изд-во МИПКРО, 2000.
4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : Метод. пособие. М. ,2005.
5. Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель. 2009.№12