Любовь Николаевна Шаронова
Консультация «Формирование двигательной активности старших дошкольников посредством игр соревновательного характера»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр соревновательного характера»
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5—7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.
Публикация «Консультация „Формирование двигательной активности старших дошкольников посредством игр соревновательного характера“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Двигательная активность – это одно из условий полноценной жизнедеятельности организма. Крепкое здоровье, высокая работоспособность, хорошее самочувствие и настроение, закладывающиеся в раннем возрасте, сохраняются на протяжении многих лет благодаря физической культуре. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется выбору средств и методов физической подготовки детей, оптимизации процесса физического воспитания.
Одной из форм активизации двигательной активности детей являются игры-соревнования. Элементы соревнования, повышающие эмоциональный тонус организма ребенка, быстрота получения результата от хорошо выполненных движений, возможность коллективных действий, присущие играм-эстафетам, вызывают повышенный интерес у детей дошкольного возраста.
Соревновательные игры (СИ) непосредственно связаны с соперничеством, состязанием.
Главная цель — выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. В этих играх следует поощрять разнообразные достижения участников игр-эстафет, связанные: с их физической подготовленностью; с сохранением навыков, выработанных на занятиях в условиях сложной игровой деятельности; с достижениями в отдельном виде соревнования. Поощряется точное выполнение правил и соблюдение принципов честной игры в действиях. Победитель должен знать, что он смог победить не только потому, что он самый ловкий, самый сильный и т. д., но и потому, что были другие, которые проиграли. Проигравший должен знать, что тот, кто учится проигрывать, — побеждает.
Очень ценно, что занятия с использованием соревновательных игр и игр-эстафет способствую воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
Посредством игр - соревновательного характера успешно решаются образовательные и воспитательные задачи: закрепляются и совершенствуются приобретенные ранее двигательные умения и навыки, развиваются физические качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость, повышается общая работоспособность организма, воспитываются определенные черты личности, такие как смелость, решительность, организованность, активность, творчество, чувство долга и ответственности перед командой за свои действия и уважение к «противнику».
Эстафеты – это разновидность подвижных игр командного характера в которых каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику своей команды, предмет и т. д., старается сделать это быстрее участников других соревнующихся команд. Дети состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении. Эстафета всегда содержит элемент соревнования и поэтому интересна, как для играющих, так и для зрителей. Каждый из играющих, чувствует ответственность перед своей командой, старается добиться успеха, хороших результатов, проявив при этом настойчивость, сноровку, смекалистость, упорство в достижении цели. Ребёнок получает возможность использовать свои умения в новых нестандартных условиях, проявляя определённые волевые усилия.
Игры-эстафеты проводятся на физкультурных занятиях (как часть занятия, или вместо подвижной игры, на физкультурных праздниках, досугах, на прогулках, в походах.
В играх-эстафетах для дошкольников преобладают следующие виды движений и их сочетания:
- бег с метанием;
- бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;
- бег с впрыгиванием на предметы или перепрыгиванием препятствий;
- ходьба с сохранением равновесия на различных снарядах (узкая рейка гимнастической скамейки, бум);
- бег с переносом предметов;
- бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием в баскетбольное кольцо;
- бег с ползанием и лазаньем по гимнастическим снарядам;
- бег «змейкой» между предметами.
Игры – эстафеты делятся на три группы: малой, средней и большой подвижности.
1. К играм-эстафетам малой подвижности относятся эстафеты со следующими движениями: ходьба и бег с подлезанием, перелезанием, пролезанием, перешагиванием, ползанием, влезанием и спрыгиванием.
Основная задача таких игр-эстафет: усвоение детьми очередности выполнения движений и правил передачи эстафеты. Задания выполняются по одному с небольшой скоростью и амплитудой движений.
2. Средней подвижности: в этих играх увеличивается количество препятствий, используется крупный и мелкий инвентарь и оборудование, вводятся дополнительные движения. Во время выполнения заданий дети сочетают бег с пере-прыгиванием, с ведением мяча (одной или двумя руками, броском в корзину и т. д. В играх-эстафетах средней подвижности исходные положения детей могут быть: в колонну по одному, по двое, сидя лицом по направлению движения и т. п.
3. Большой подвижности: это игры-эстафеты для хорошо физически подготовленных детей. Количество препятствий увеличивается до 10. К исходным положениям добавляются — сидя, спиной по направлению движения, лежа на животе и другие. Дети в таких эстафетах пробегают 25-30 м
В педагогической практике игры-эстафеты классифицируются по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчать подбор игровых заданий для детей дошкольного возраста.
1. По количеству включаемых заданий: делятся на простые и сложные эстафеты.
Простые эстафеты — включают одно или два несложных задания: ведение мяча, перенос предметов, пролезание в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия, перешагивание и пр.
Сложные эстафеты — включают более двух заданий. С учетом содержания заданий могут выступать как полосы препятствий.
2. По требованиям к выполняемым заданиям эстафеты делятся на строго регламентированные и произвольные.
Строго регламентированные эстафеты выполняются заранее утвержденным способом. Педагог во время объяснения заданий игры-эстафеты указывает, каким способом выполняются задания (например, пролезание в обруч, ходьба по веревочке, приставляя пятку к носку, ведение мяча правой рукой и пр.). Такой вариант эффективен при повторении и закреплении упражнений.
Произвольные - в таких эстафетах игровые задания выполняются любым способом, каждый участник выбирает самый рациональный или удобный для себя.
3. По характеру перемещений эстафеты делятся на линейные, встречные и круговые.
Линейные. Участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в колонну или в шеренгу. Дети передвигаются, выполняя игровые задания, до линии поворота, затем бегом возвращаются в свою команду, передают эстафету и встают в конец строя. Игра-эстафета продолжается до тех пор, пока все участники команды выполнят игровые задания.
Во встречных эстафетах дети каждой команды делятся на две равные части и располагаются на противоположных сторонах площадки. По сигналу педагога выполнение игровых заданий начинает один из участников части команды, стоящей за линией старта. Перемещается игрок на противоположную сторону площадки, передает эстафету первому игроку второй части своей команды и встает в конец строя. Игрок, получивший эстафету, передвигается на противоположную сторону площадки. Игра-эстафета может проводиться до тех пор, пока части команд поменяются местами или пока части команд окажутся на своей стороне — в первоначальном построении.
В круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу, или построены в круг, или, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону, или переда-ют эстафету по кругу.
Во время игры воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Проводить игры надо так, чтобы дети учились играть, находя удовлетворение в выполнении всё более усложняющих правил и приёмов. Воспитателю надо следить за ходом игры, видеть всех играющих и отдельных детей, подбодрить нерешительного, остановить нарушившего правила. Воспитатель должен помнить и о дозировке игры. Нужно следить за внешними проявлениями утомления (учащённое дыхание, покраснение лица, за поведением детей (частое нарушение правил, грубость, вялость) и своевременно закончить игру. В конце соревновательной игры необходимо дать оценку – анализ: кто из играющих оказался самым ловким, кто проявил себя как хороший товарищ, кто победитель, а кто побеждённый, а кто нарушил правила. Можно использовать форму награждения, вручения жетонов, медалей и т. д. Соревновательные игры развивают ловкость, выносливость, быстроту. Учат чувству ответственности за партнёра.
Включая в занятия по физической культуре, развлечения, досуги, праздники в детском саду игры-эстафеты и игры с элементами соревнования позволяют значительно увеличить нагрузку, повысить интенсивность занятия, улучшить качество двигательных навыков
Учитывая все выше перечисленное, и рациональное сочетание разных видов игр-эстафет и игр соревнований педагог может решить вопрос о формировании двигательной активности у детей 5- 7 лет. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда все основные параметры (объём, продолжительность и интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а так же обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжения и отдыха.
В играх - соревнованиях и играх-эстафетах дети приобретают двигательный опыт, сопереживают успехи и неудачи своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают дружеские взаимоотношения между собой, наиболее полно реализуют свои возможности, как физические, так и нравственно-волевые.
Таким образом, использование игр соревновательного характера в работе с дошкольниками помогает педагогам не только решать образовательные и воспитательные задачи, но и позволяет разнообразить двигательный досуг детей.