Татьяна Комарова
Из опыта работы «Формирование самостоятельности старших дошкольников в двигательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Комарова Т. Н. ,
инструктор по физической культуре
Формирование самостоятельности старших дошкольников
в двигательной деятельности (из опыта работы)
Публикация «Из опыта работы „Формирование самостоятельности старших дошкольников в двигательной деятельности“» размещена в разделах
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников, а одним из условий его успешной реализации является создание следующих психолого-педагогических условий:
1. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка.
2. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.
Актуальной задачей воспитания и развития ребенка в детском саду является поиск эффективных методов для формирования у дошкольников способности действовать самостоятельно, как в двигательной, так и в музыкальной деятельности. Самостоятельная деятельность - одна из сложных форм образовательной деятельности, которая возникает по инициативе ребенка.
Что обеспечивает самостоятельную двигательную деятельность?
Самостоятельность дошкольника в процессе физического воспитания характеризуется умением активно действовать в любых условиях, проявлять интерес к двигательной деятельности, творчество при выполнении физических упражнений. Использование на занятиях сюжетно-игровой ситуации, веселых сказочных героев оказывает воздействие на эмоциональную сферу ребенка для обеспечения полноценного восприятия предлагаемых упражнений.
Утренняя гимнастика является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Используются разные формы проведения гимнастики: - традиционная, сюжетная, ритмическая гимнастика. После изучения комплекса утренней гимнастики, детям предлагается самостоятельно ее провести в роли ведущего.
Проявление самостоятельности детей начинается с организацией дежурства на занятиях по физическому развитию, где дети сначала изучают план-схему зала, на которой отображается план выполнения основных движений, готовят спортивное оборудование и расставляют его согласно схеме.
ОРУ для детей дошкольного возраста чаще всего имеют образное название; младший дошкольный возраст - предметные картинки, старший дошкольный возраст - карточки-схемы для выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений. Особую значимость в формировании творческой инициативы, организаторских умений дошкольников имеют игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты. Детям предлагается самостоятельно выбрать подвижную игру, используя картинки - схемы для подвижных игр, самостоятельно выбирать ведущего для проведения игры с помощью считалки, а так же придумать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогатить и развить игровые действия, создать новые формы движений.
Двигательная деятельность способствует формированию одной из важнейших потребностей человека – в здоровом образе жизни. У детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными и самостоятельными людьми.
Литература:
1. Воротилкина, И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. пособие. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.-144 с.