Кокарева Оксана Игоревна
Экстремальные ситуации соревновательного характера как факторы, снижающие результативность учащихся спортивной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Экстремальные ситуации в спортивной деятельности это психическое напряжение, нехватка времени, риск, предельные физические нагрузки.
Только с помощью волевых качеств, со всеми своими силами сознательными, действиями регуляционными и состоянием, спортсмен может преодолеть трудности в своей спортивной деятельности.
Публикация «Экстремальные ситуации соревновательного характера как факторы, снижающие результативность учащихся спортивной школы» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цели, которые стоят перед каждым обучающимся, соотносятся с достижениями спортивного результата. Достижение целей связаны с действиями, которые достигаются за счет воли, и связаны с определенными эмоциональными условиями. Сильные эмоциональные переживания у юных спортсменов вызывают трудности, оказывающие отрицательное влияние на их спортивную деятельность.
На состояние юных спортсменов влияет степень экстремальной ситуации соревновательного характера, зависящая от трудности препятствий и величины препятствий.
Величина препятствий – это объективное явление, которое не зависит от юного спортсмена. Она заключается в размерах психических и физических усилий, которые необходимы для преодоления впереди стоящих трудностей.
Трудность препятствия это субьективное явление, выражающееся в отношении величины препятствий к возможностям самого человека.
В разных видах спорта, особенно, которые связаны с физическими качествами спортсмена, например, плавание, легкая атлетика, в таком случае трудности сопрягаются с реализацией принятых решений. А в таких видах интеллектуального характера, например, как шахматы, трудности сопрягаются с выбором наиболее оптимальных решений.
Поэтому выделяются основные два вида трудностей, которые связаны с экстремальной ситуации соревновательного характера :
1. Трудности, связанные с выбором оптимальны решений, которые соответствуют возникающим ситуациям экстремальным.
2. Трудности, которые связаны с реализацией принятых решений.
Во время физических упражнений трудность и величина препятствии определяют психологическое состояние юного спортсмена.
На достижение результата направлена спортивная деятельность, не имеет значения соревновательная или тренировочная.
Тренировки осуществляют подготовку юного спортсмена к соревнованиям, поэтому спортсмен проявляет малую динамику эмоций и психологических состояний.
На соревнованиях юный спортсмен выражает бурно свои эмоции, яркое возбуждение, высокая степень переживаний. На соревнованиях обучающиеся находятся в наиболее высоком напряжении, чем на тренировочном занятии.
Состояние напряженности влияет на интеллект юного спортсмена, при этом происходит сокращение внимания, процессы мышления и восприятия нарушаются, проявляются излишнее нецеленаправленные действия, память сокращается. Всё это, нарушает достичь высокий результат в спортивной деятельности.
Субъективные переживания юного спортсмена затрудняют осуществить выполнение правильное необходимых действий, это связано с тем, что нарушаются в такие моменты нервные временные связи.
Выделяют типы трудностей:
1. Объективные – это специфические препятствия, без которых нельзя осуществить определенную деятельность, отличительной чертой таких трудностей является то, что для каждого человека по своему содержанию они одинаковы;
2. Субъективные – выражающие личное отношение юного спортсмена к объективным особенностям вида спортивной деятельности. Субъективные трудности носят только индивидуальный характер, который может быть у разного обучающегося одного вида спорта.
Л. Д. Гиссен приводит классификацию трудностей:
А) по субъективным факторам, которые снижают результат спортивной деятельности :
1. субъективное отношение к достижению поставленной цели;
2. субъективная положительная или субъективная отрицательная оценка ситуации.
Б) по объективным факторам, которые определяют субъективные переживания:
1. это ситуации, которые представляют собой опасность травмы физического характера, например, может нарушиться равновесие или страх в ненадежной страховки;
2. это ситуации, которые выделяют несостоятельность психологической подготовленности спортсмена к требованиям борьбы соревновательной, например, возможная неудача, слишком завышены поставленные задачи;
3. это ситуации, связанные с аварийными неожиданностями, например, в снаряжении находят неполадки, привычную разминку не получается за невозможностью провести так как обычно;
4. это ситуации, которые связаны с правилами соревнований, например, вид программы соревнования приходится начать с нелюбимого вида программы;
5. это ситуации, которые вызваны действенными нежелательными чужых лиц, например, реакция зрителей негативная, слишком волнуется тренер – преподаватель.
Чтобы достичь высокие результаты спортсмену в своей деятельности, ему необходимо выработать оптимальный уровень психофизиологических реакций, который необходим только при небольшом нервном возбуждении, но не при привычных и ежедневных дел, не в состоянии покоя.
Такое оптимальное состояние спортсмена называется эмоциональная устойчивость.