Надежда Солодягина
Формирование интереса к двигательной активности посредством танцевальных движений
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №114
Методическая Разработка
«Формирование интереса к
посредством танцевальных
движений»
Подготовила музыкальный руководитель
Солодягина Надежда Сергеевна
г. Дзержинск
2018
Публикация «Формирование интереса к двигательной активности посредством танцевальных движений» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании ребенка. Вся жизнь ребенка связана с выполнением каких – либо движений, требующих от него проявления двигательных способностей. Здоровый ребенок развивается в деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем успешнее идет формирование личности ребенка. Любая двигательная деятельность направлена не только на укрепление здоровья, развитие систем дыхания и мышечно – связочного аппарата, но и создает базу для успешного решения двигательных задач, возникающих в повседневной жизни. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг и, разумеется, интеллектуальное развитие становится интенсивнее. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Физические упражнения улучшают деятельность внутренних органов и желез внутренней секреции. Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде, в результате чего дыхание становится более редким и глубоким. Двигательнаяактивность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костной, мышечной и сердечно – сосудистой систем.
Однако в настоящее время отмечается значительное сокращение объема двигательной деятельности детей. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к двигательной деятельности. Ведь недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системах, которые могут привести к эмоциональной напряженности, нарушению обмена веществ в организме. Доказано, что достаточная двигательная деятельность– необходимое условие гармоничного развития ребенка.
Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно-психическую деятельность, улучшает обмен веществ, кровообращение. Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики. Выполняя различные танцевальные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность.
Разновидностями музыкально - ритмических движений являются :
1. Игра
2. Физические упражнения
3. Танец
Музыкально – ритмические движения развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; содействуют развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формируют навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
Благодаря музыкальной ритмике дети учатся выполнять основные и гимнастические движения, перестроения. Так же дошкольник способен освоить простейшие танцевальные движения : притопы, боковой и прямой галоп, попеременное выставление ноги на пятку и носок, шаг с приседанием, попеременный шаг, элементы народных и бальных танцев. Дети учатся передавать в движениях походку, повадки, характер разных животных и персонажей.
В заключение можно отметить, что роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна. С помощью средств и методов, используемых в музыке у детей дошкольного возраста решаются следующие задачи: развивается комплекс двигательных качеств, который обеспечивает всестороннее физическое развитие детей; умение выполнять движения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков, в согласовании движений с музыкой.
В отличии от музыкальной ритмики, где ведущими являются задачи музыкального развития ребенка, мы на первый план ставим задачи физического воспитания: охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков. Эффективность физических упражнений под музыку, во многом определяются взаимосвязью музыки и движений. В период дошкольного воспитания, двигательные умения и навыки идут параллельно с музыкой. И из этого следуют, что взятые музыкальные произведения должны быть яркими и динамичными по характеру и содержанию. Таким образом, это будет способствовать физическим способностям ребенка, выработке красивой осанки, правильной координации движений и формированию двигательных навыков.
Посредством музыкально – ритмических движений происходит развитие крупной моторики, координации движений и концентрации внимания. У детейразвиваются творческие способности, формируются двигательные навыки, корректируется речь в движении, вырабатывается слаженность действий в коллективе, развивается навык социального взаимодействия и совместной продуктивной деятельности. Развитие музыкальных образов, подчеркивание средств музыкальной выразительности помогает детям осваивать музыкально - ритмические навыки. Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, танца. Из физической культуры выбираются основные движения : ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках.
Используются также гимнастические упражнения. Эти движения применяются с включение различных предметов (мячи, флажки, ленты, обручи и т. д., а так же применяются перестроения необходимые для хороводов и танцев, которые облегчают проведение игр, хороводов и т. д.
Опыт моей работы показывает, что дошкольники получают удовольствие от выполнения танцевальных движений, от обретения новых навыков. А правильно организованная работа постановке танцев удовлетворяет естественную потребность детей в движении и способствует развитию мотивации к двигательным умениям и навыкам.
Осуществляя работу по физическому развитию, я постоянно нахожусь в поиске наиболее оптимальных методов к повышению интереса к двигательной деятельности дошкольников.
В своей работе я использую как всем хорошо известные общепедагогические методы: словесные и методы наглядного воздействия, так и специфические: игровой, соревновательный, методы строго регламентируемого упражнения.
В развитии мотивации к двигательной деятельности старших дошкольников важными являются два аспекта: определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию и поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности.
Как одну из форм использую игровые ситуации и игровые моменты. В работе с детьми часто внедряю упражнения имитационного характера. При помощи подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовлетворяя свой двигательный потенциал и раскрывая природные задатки. Эффективность состоит в том, что через образы можно осуществлять смену двигательной деятельности с большим разнообразием видов движений. Это способствует формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогает «войти» в воображаемую ситуацию. Такие занятия основаны на сюжете игры, на сюжете народных сказок. Они позволяют формировать устойчивый познавательный интерес к двигательной деятельности. Старшие дошкольники любят образно – игровые игры на сюжетной основе, дающие возможность перевоплощения и сохраняющие связь с ролевой игрой.
При проведении спортивных досугов я стараюсь стимулировать двигательную активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Развлечения вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество. Также я стараюсь насыщать двигательную деятельность речевым материалом, включаю подвижные игры с рифмовками. Известно, что стихотворная форма привлекает детей живостью, эмоциональностью, настраивает их на игру.
В период дошкольного воспитания, двигательные умения и навыки идут параллельно с музыкой.
И из этого следуют, что взятые музыкальные произведения должны быть яркими и динамичными по характеру и содержанию. Таким образом, это будет способствовать физическим способностям ребенка, выработке красивой осанки, правильной координации движений и формированию двигательных навыков.
1. Программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.
2. О. П. Радынова. Л. Н. Комиссарова «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
3. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
Мозаика-Синтез,2016 год
4. Бекина С. И., Ломова Т. П. «Музыка и движение».
М. : Просвещение, 2002.
5. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб., 2001.
6. Т. Буренина «Музыкальная Мозайка»