Елена Попова
Консультация для воспитателей «Загадки, пословицы, поговорки-школа развития речи для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки, пословицы, поговорки играют огромную роль по своей значимости в нашем общении с детьми. Ошибочно считать, что ребенка можно развлекать таким образом. Забавляя малышей потешками, загадками, поговорками, мы знакомим их с огромным и загадочным миром. Если говорливые ребята с любопытством обсуждают прочитанные им стишки, сказки, отгадывают загадки с возгласом : " Хотим еще! Давайте еще! Еще самую последнюю!", то ребята с речевыми нарушениями чаще замкнуты и молчаливы. Бедность речи (преобладание отдельных назывных слов - существительных, или действий, простой фразы, снижение мотивации в общении усугублены проблемами детей в произношении. Ребятишкам явно не хватает словарного запаса, чтобы выразить свои мысли, донести свое мнение до собеседника. Перед более сложными заданиями : объяснить переносное значение слова, сравнить два предмета, одинаковые по названию,но разные по значению, образное или крылатое выражение и т. д. - дети пасуют, замыкаются в себе и ничего не могут сказать.
Публикация «Консультация для воспитателей „Загадки, пословицы, поговорки-школа развития речи для детей“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Помогут ребятам развить свою речь и благотворно повлияют на них простые поговорки, загадки, пословицы, только преподнести их надо по - другому. Эти народные самобытные творения развивают детское мышление, логику, обучают сознание и помогают советом. Опытный логопед включает народную мудрость, подавая ее в разнообразных формах, в каждое свое логопедическое занятие. Закрепить этот вид развития интеллекта и речи с детьми могут также воспитатели и родители. Детям предлагаются следующие задания : -"Кто быстрее отгадает?" (в виде соревнования 2 - х команд); -"Кто это? Что это в чудесном мешочке?"(описание предмета, не называя его); -"Запомни и повтори!" (заучивание загадок, потешек, поговорок, четверостиший юмористического характера); -"Что это значит, объясни!" (толкование метких выражений); -!Что изменилось?" (развитие внимания, логики, связной речи). Родителям обязательно надо интересоваться, о чем говорили их "сокровища"
на занятиях, какие выучили стихотворные тексты. Можно предложить детям выучить дома 3 - 4 загадки, а отгадки нарисовать в домашних тетрадках. Завтра и в другие дни дети с самого утра будут загадывать свои загадки и взрослым, и детям, и с огромным интересом будут рассматривать созданные ими отгадки. Так от простого к сложному можно прийти к еще более сложному, например :
-"Что лишнее? (опора на картинки);
-"Какая буква потерялась?"(развитие зрительной памяти, развитие речи);
-"Что съел буквоешка?" (упр. на угадывание деформированных букв); Как видим из выше описанного, от навыка сообразительности произошел переход к сосредоточенности и концентрации внимания уже в обучении грамоте. А если предложить будущим первоклассникам занимательные ребусы и кроссворды - ребята освоят и закрепят такой вид будущей учебной деятельности, как чтение. Элементы занимательности, неподдельного интереса к знаниям поднимают детей на новую ступень речевого развития - работу над образностью речи. Включая в занятия по развитию речи поговорки, пословицы, сравнения (слова со скрытым смыслом, поэтические сравнения и т. п., мы просим детей сразу после прочтения объяснить, что значит: "Царица как заря", "золотые серьги - золотые руки - золотое сердце", "красный сарафан - красно - солнышко - красна девица - весна - красна", "железный крюк - железная воля", "лисий воротник - лисий характер", обостряем детское внимание к поиску в тексте поэтических сравнений (". примолкли деревья", "кусты утонули в туманах", "Смотрю - уж вечер на носу" и т. п. Дети с удовольствием объясняют различные пословицы, поговорки, меткие народные выражения родителям, педагогам, своим друзьям. Интересно слушать и наблюдать, как они подыскивают нужные слова, вспоминают случаи из своей жизни, подходящие по своей сути к данным выражениям : "По секрету всему свету", "Негде яблоку упасть","Что посеешь, то и пожнешь", "После драки кулаками не машут". Итак, подытоживая консультацию, мы проследили влияние и перспективное развитие речи детей, а значит и их мыслительной деятельности на таком речевом материале, как использование словесных народных прибауток, загадок, шуток, пословиц и поговорок - давнего меткого народного словотворчества.