Наталья Яковенко
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
«Проектная деятельность в детском саду»
«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», - писал К. Н. Вентцель.
2 слайд
Публикация «Консультация для воспитателей „Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, детей в различных видах деятельности. что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы
3 слайд
Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициатива - это внутреннее побуждение к чему-то новому невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм
В своей работе использую технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор.
Слайд 4
Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям.
Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
По сути, мы - воспитатели, являемся руководителями этой деятельности, источником информации и экспертами, но при этом выступаем как помощники и партнёры.
Все проекты в нашей группе возникают стихийно, у нас нет чёткого плана, что в мае мы будем реализовывать один проект, а в январе другой, так как дети, выдвигая, гипотезы сами запускают проекты. В работе над проектами мы используем модель «трёх вопросов»
Слайд 5
1. Что мы знаем?
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.
2. Что мы хотим узнать?
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?
Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события.
3. Что узнали?
Ответы на вопрос «Что мы узнали?» дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты.
Наиболее удобными для меня являются исследовательско-творческие проекты.
Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. (старшая группа)
Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник). (2 младшая группа)
6 слайд
Работая над проектами несколько лет, пришла к выводу, что дошкольники могут правильно ответить в ситуациях, которые ранее были хорошо им знакомы. А при незнакомых (нестандартных) ситуациях дети не могли дать определенный ответ, не позволяли найти причину в тех или иных противоречивых ситуациях, не могли экспериментировать, синтезировать полученные знания, коммуникативные навыки развиты были слабо, познавательные способности проявлялись в меньшей степени. Это обусловлено тем, что дети привыкли идти по заранее заданному пути, следствием которого было подавление интереса и снижение активности ребенка.
7 слайд
Успешно организовать проектную деятельность помогает грамотное комплексно-тематическое планирование (принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Где серия занятий объединена основной темой. Например, знакомство детей с птицами проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята знакомились видами птиц, строением, средой обитания, определяли роль птиц в природе, сопереживали героям «Серая шейка», «Гадкий утенок»; на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с техникой лепки и рисования птиц, изготовлением птиц в технике оригами; играли в подвижные и музыкальные игры. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций «Что будет если все птицы улетят?», «Что будет если птицы не вернуться?» и т. д. В итоге вся эта деятельность подтолкнула нас к созданию проекта «Пернатая столовая».
8 слайд
В ходе работы мы поставили перед собой гипотезу (предположение ребёнка): «Если кормить птиц зимой, то они не улетят в теплые края». Совместно с родителями изготавливали кормушки для птиц с помощью которых провели эксперимент. В кормушки мы клали разные виды корма для птиц. В результате чего мы поняли, что наша гипотеза не верна (Мы не сможем обеспечить всех птиц пищей, и они всё равно будут улетать в тёплые края). Но мы поставили перед собой другую задачу: Помогать птицам пережить холодный период, подкармливая их в кормушках. Завершением (презентацией) проекта стала коллективная работа.
9 слайд
Проектной деятельностью может быть даже подготовка к утреннику если к его подготовке привлечь детей. Дети не всегда хотят играть выбранных нами персонажей, но это не устраивает нас взрослых. Но, коллеги, сегодня это необходимое условие – учитывать интересы и инициативы детей. И так, превращаем подготовку к утреннику в творческий проект. Как это сделать?
Выбираем песни для утренника. В преддверии праздника слушать и наполнять слуховую память различными песнями, которые будут создавать настроение. Потом можно будет организовать обсуждение, – какие песни больше всего понравились. Дети сами предложат понравившиеся варианты песен. Таким образом, выбор будет представлен даже малышам.
Выбираем стихи вместе. Если ребенку нравится стихотворение, то и его заучивание пройдёт легко, и он реализует своё право на проявление самостоятельности.
Выбираем игры. Незадолго до праздника нужно знакомить детей с разнообразными играми и играть в них везде: в группе, на прогулке и даже дома с родителями. И когда в «детском игровом арсенале» детей много знакомых игр они сами предложат те игры, в которые они хотят сыграть на утреннике.
Выбираем роль и костюм. Часто ли мы задаем детям вопрос «Кем ты хочешь быть на празднике?» и в соответствии с его желаниями подбираем роль, костюм? А ведь праздники мы организуем именно для детей, а не для взрослых. Но для рождения идеи нужна «почва». Ее и создают взрослые. Книги, сказки, картинки, мультфильмы…Можно провести целую неделю или месяц когда будут читаться любимые сказки, обсуждаться, рисоваться, разыгрываться по ролям. Все это поможет определиться детям с выбором (нужно чтобы инициатива исходила от детей).
Попытаемся написать сценарий. Старшие дети могут предпринять попытку придумать несколько сюжетов для праздника. Можно выбирать сюжеты из знакомых сказок, мультфильмов, с помощью наводящих вопросов, подсказок и т. д.
Выбираем концертные номера. При обсуждении праздника можно поставить перед детьми проблемную ситуацию «Дед Мороз и Снегурочка всегда поздравляют вас с Новым годом и дарят подарки. А как же мы можем их поздравить?». В процессе обсуждения родятся концертные номера инициаторами, которых будут дети.
Выбираем декорации. Когда сценарий написан, можно приступать и к оформлению, и не важно, что всю работу будут выполнять взрослые – дети внесут свой непосильный вклад. Можно вырезать снежинки, оформлять букеты из цветов и много ещё чего. Творческая подготовка поможет сделать праздник ещё более значимым.
Совершенно очевидно, что подобная деятельность по подготовке к празднику –
это настоящий творческий проект, в котором дети черпают новые знания, проявляют инициативу и пытаются сделать собственный самостоятельный выбор. И очень важно, чтобы мы взрослые предоставляли детям такую возможность – быть участниками и инициаторами своего развития.
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
10 слайд
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.