и=Ирина Добрыгина
Организация НОД по физическому воспитанию (консультация для воспитателей «Школа молодого педагога»)
▼ Скачать + Заказать документы
Общие принципы физического воспитания детей
Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.
Публикация «Организация НОД по физическому воспитанию (консультация для воспитателей „Школа молодого педагога“)» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Темочки
Для решения этих задач в детских яслях необходимо создать благоприятные гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми, организовать правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание детей на свежем воздухе, проводить закаливающие мероприятия.
Особенно важное значение имеет развитие движений. С этой целью проводятся утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и др. Следует заботиться также о повышении двигательной активности ребенка на протяжении всего дня путем создания соответствующей обстановки, подбора физкультурных пособий и игрушек и побуждения детей к ее использованию.
Следует постоянно заботиться о правильной осанке детей. Нужно помнить, что залогом правильной осанки является хорошее общее физическое развитие ребенка. Воспитание осанки необходимо осуществлять во всей учебно-воспитательной работе детских яслей, а не только на занятиях по физической культуре. Правильная осанка — признак хорошего здоровья.
Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит главным образом на занятиях физической культуры. Занятия обязательны для всех здоровых детей. Они проводятся круглый год с детьми до года индивидуально с каждым ребенком, с детьми второго и третьего года жизни по подгруппам (от 1 года до 1 года 6 месяцев по 6—8 человек, с детьми до 2-х лет по 8—10 человек, с детьми третьего года жизни по 10—14 человек).
Программой предусмотрено постепенное усвоение детьми конкретных двигательных умений, навыков и знаний. В программе каждой возрастной группы излагается преимущественно новый учебный материал; усвоенные физические упражнения и игры систематически повторяются и закрепляются.
В физическом воспитании должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка.
На первом полугодии жизни из специфических средств физического воспитания применяется преимущественно массаж, рефлекторные упражнения, элементы активных и пассивных упражнений. С возрастом постепенно включаются активные физические упражнения и к концу первого года жизни массаж полностью заменяется физическими упражнениями. Массаж, физические упражнения и закаливание доставляют детям большое удовольствие, улучшают работу всех органов и систем, обеспечивают более пропорциональное развитие детского организма и выработку правильной осанки, способствуют выработке неспецифического иммунитета, а также повышению сопротивляемости и адаптационных возможностей организма ребенка к неблагоприятным факторам внешней среды.
Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми. Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей различных возрастных групп.
Условно физкультурное занятие можно разделить на три части (вводно-подготовительная, основная и заключительная, хотя оно представляет собой тесно связанное между собой единое целое. Каждая часть физкультурного занятия имеет свои конкретные задачи и определенное содержание.
1. Вводно-подготовителыная часть физкультурного занятия имеет следующие задачи: организация детей, концентрирование их внимания, повышение заинтересованности и активности детей, а также функциональна я, подготовка опорно-двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем к предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия. Вводно-подготовительная часть занимает до 20 процентов времени от общей продолжительности занятия.
Для детей первого года жизни в этой части занятия проводится массаж мелких и средних мышечных групп и упражнений для них. Для детей более старшего возраста — ходьба и различные ее виды, построение, перестроения, общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп. Последние выполняются в следующем порядке: для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей.
Упражнения должны выполняться в форме простых игр. Физическая нагрузка увеличивается постепенно.
II. Основная часть. Главной задачей этой части физкультурного занятия является развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, а также воспитание физических качеств.
Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании. У детей более старшего возраста развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: в ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках.
В этой части занятия для детей первого года жизни проводится массаж крупных мышечных групп и упражнения для них, для детей более старшего возраста — упражнения в основных видах движения. После этих упражнений необходимо включать простую подвижную игру.
В основной части физкультурного занятия дети получают наибольшую физическую нагрузку на все органы и системы организма, становятся возбужденными, особенно после правильно организованной подвижной игры. Под влиянием физической нагрузки усиливается деятельность органов кровообращения, дыхания и др.
III. Заключительная часть физкультурного занятия проводится с целью приведения организма в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение ребенка.
Продолжительность ее составляет около 10 процентов времени, отведенного на занятие. Физическая нагрузка в этой части значительно снижается. Для детей первого года жизни занятие заканчивается упражнениями для средних и мелких мышечных групп, поглаживающим приемом массажа; для более старших — спокойной ходьбой или игрой малой подвижности и др.
Деление физкультурного занятия на части соответствует закономерностям включения организма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей. Количество частей в занятии, их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, в то же время продолжительность каждой части, содержание ее изменяются в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей.
Организация подвижных игр.
В первой младшей группе подвижные игры рекомендуется проводить ежедневно. Продолжительность их в среднем 6–8 минут. Она зависит от характера игровых действий, количества играющих, их настроения, условий проведения игры.
Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе в разное время прогулки. Формы включения в подвижную игру очень различны. Некоторые дети испытывают полное удовлетворение от наблюдения за игрой, оставаясь лишь косвенным соучастником. Они эмоционально переживают ход игры, пританцовывают, хлопают в ладоши, взмахивают руками, выражая свое соучастие.
Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, со знакомыми действующими лицами из повседневной жизни (кот, птички) или с которым легко познакомить малышей, используя игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой группе занимают игровые упражнения. Такие игры не имеют сюжета, в них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и другое.
В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч»). Для проведения игры воспитатель должен подобрать пособия и мелкие предметы, расположить «домики», «гнездышки», кого из детей привлечь на ведущую роль и пр.
Маленькие дети довольно долго усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель может часто повторять с ними одну и ту же игру.
При повторении подвижных игр с малышами, важно следить, чтобы дети чрезмерно не утомились, не возбуждались.
Важно активизировать и направлять общение детей между собой. В результате внимательного, тактичного напоминания, требования поиграть совместно, оказать помощь или уступить друг другу между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.
Памятка для проведения НОД по физическому воспитанию в группах ясельного возраста
(Составила инструктор по физической культуре Добрыгина И. В.)
1. Исключить: ходьбу на пятках; прыжки в глубину; ходьбу в глубоком приседе; силовые упражнения и упражнения, связанные с длительным ожиданием.
2. Обращать внимание на свод стопы (упражнения: ходьба на носках, по ребристой доске, наклонной поверхности).
3. Следить, не задерживает ли ребенок дыхание во время выполнения упражнений. (Упр-я: «Подуем на ладошку», «Ветерок», «Сдули листик с ладони» и др.)
4. Не заставлять заниматься, а сделать так, чтобы процесс заинтересовал ребенка.
5. Частая смена работы и отдыха.
6. Первоначальный показ упражнения должен быть образный, яркий, с выразительной речью, целостный.
7. Требования по правильности выполнения - минимальные. Освоение нового движения происходит лишь в общих чертах.
8. Действие и слово должны совпадать.
9. При обучении новым движениям д. быть помощь взрослого.
10. Принцип обучения: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».
11. Форма для занятий: майка, трусики или облегченная, не стесняющая движений;
босиком на ковре или теплом полу. Возможны чешки. Воспитатель в спортивной форме и обуви или босиком (как пример для детей).
12. В группах с 1 до 2 лет – чередовать освоение ОД (основных движений) с ОРУ, т. е. смена активных движений и отдыха.
13. Один комплекс ОРУ на 4 занятия. ОД те же, но разнообразить и усложнить.
14. Показ и объяснение происходят одновременно.
15. Перестроения детям до 2 лет практически недоступны. После двух – простые перестроения с применением ориентиров.
16. Не рекомендуется детям до 2-х лет проводить ходьбу под счет, удары бубна или музыку (нецелесообразно, т. к. темповые характеристики у каждого ребенка индивидуальны).
17. Метанию в цель обучать после 2-х лет.
18. Игровые упражнения должны быть простые, бессюжетные, пример: «перешагни кубик, палочку» и др. (дети до 2 лет).
19. Повторение материала с разрывом в повторении не более 2-3 занятий. Подвижную игру проводить не мене 2-х занятий подряд без изменений. Потом усложнять, добавлять варианты.
20. Подвижная игра дается в конце занятия и заканчивается спокойной ходьбой.
21. Психофизические особенности детей 3-го года жизни: повышенная возбудимость, неустойчивость эмоционального состояния, большая подвижность, быстрая утомляемость от однообразных движений, неспособность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх и др.
22. Ползание укрепляет позвоночник, разгружает его и является корригирующим упражнением.
23. Обучение броску и ловле мяча проводится индивидуально, (1 мл. гр.).
24. При подборе ОРУ – не воздействовать на одну и ту же группу мышц несколькими упражнениями подряд. Активно использовать мелкие предметы и игрушки. Помнить, что каждый раз используется только один, нужный в данный момент предмет. Можно использовать подражательные упражнения (с 2 лет).
25. Сюжет подвижных игр в 1 мл. гр. должен быть простой, понятия хорошо знакомы.
Литература:
1. Буцинская П. П., Васюкова В. И., Лескова Г. П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду», 2-е изд. ; М., «Просвещение», 1990.
2. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя детского сада. – М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978 Лайзане С. Я.
3. Хухлаева Д. В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях»; 3-е изд. ; М., 1984.