Татьяна Мартюк
Консультация для воспитателей «Развитие предметной деятельности и сенсорного развития детей второго года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей происходит в процессе, как специально организованной деятельности:
- занятия с дидактическим материалом и дидактическими игрушками;
- занятия с предметами-орудиями;
- занятия со строительным материалом;
- музыкальные занятия;
- летка, рисование, аппликация
так и в повседневной жизни, режимных моментов (во время кормления, гигиенических процедур, прогулки).
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие предметной деятельности и сенсорного развития детей второго года жизни“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Исходя из программных задач педагог планируя проведение занятий определяет цель. В зависимости от дидактической цели подбираются игрушки (матрёшки, пирамидки, кольца, втулки, цветные колпачки, шарики и т. д., которые должны отличаться признаками и свойствами: цветом, формой, величиной, тяжестью, упругостью, расположением в пространстве, соотношением частей. При этом задача педагога будет заключаться в следующем: с помощью дидактической игрушки сконцентрировать внимание ребёнка на свойствах предмета и выполнение заданий, например: соотнесение, группировку, сортировку игрушек по сходству и различию.
При планировании занятий с детьми второго года жизни учитываем несколько факторов:
-поддержание устойчивого ориентировочного интереса к дидактическим игрушкам;
-возможность самостоятельных действий с игрушками.
В процессе чего дети делают для себя массу открытий.
Не секрет, что для детей второго года жизни предметная деятельность является ведущей. Происходящее в этом возрасте интенсивное накопление чувственного опыта, в процессе практических действий с предметами, даёт начальное представление о предметной деятельности, которая будет совершенствоваться на протяжении дошкольного возраста. Поэтому на данном возрастном этапе педагогу необходимо научить ребёнка предметным действиям, в основу которых отнести сопоставление предметов по форме, цвету, величине.
Для занятий с детьми второго года жизни можно рекомендовать 5 видов игрушек:
1. Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы.
2. Объёмные геометрические фигуры : шары, кубы, призмы и др. предназначенные для целенаправленного группирования и соотнесения их по цвету, форме, величине.
3. Геометрические игрушки-вкладыши: разноцветные кубики, конусы, цилиндры, которые предназначаются для сортировки и подбора по цвету, форме, величине.
4. Народные сборно-разборные игрушки: матрёшки, бочата и др., способствующие формированию пространственной ориентировки, умению собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей.
5. Небольшие сюжетные игрушки: куколки, грибочки, ёлочки, машинки, фрукты и овощи, а также предметы, подобранные по определённым признакам: коробочки, катушки, вазочки, природный материал (жёлуди, шишки, листья, группируемые по цвету и величине.
При планировании и проведении дидактических игр с предметами педагог должен учитывать особенности возраста и ориентировочную активность ребёнка. В раннем возрасте задания с использованием дидактических игрушек выполняется методом проб и ошибок, поэтому большое значение имеет правильный отбор программного материала и направляющее руководство взрослого.
На занятиях с предметами у детей раннего возраста должны присутствовать: ожидание, поиск, оправдавшееся предположение, видимое достижение результатов. Дети обязательно должны испытывать чувство удовлетворения, радости удачного действия, правильно выполненного задания и желание выполнить его ещё раз. Ребята не всегда могут самостоятельно воспроизвести действие, которое воспринимают зрительно. В таких случаях воспитатель должен помочь им практически освоить то или иное умение. При этом не следует торопиться: ребёнку надо понять отдельные движения, входящие в состав действий с предметами, и закрепить их неоднократным повторением. Педагогу необходимо учитывать, что при одном и том же программном содержании следует варьировать материалом и формой упражнений. Предлагая различные по фактуре, форме, окраске, величине предметы воспитатель способствует развитию у детей обобщённых представлений об этих свойствах.
На занятиях с предметами ставятся такие цели:
- развитие координации движений рук;
-развитие глазомера;
- умение различать наиболее контрастные формы,величину предмета, их окраску и пространственное расположение, развитие ориентировочной активности и самостоятельности в выполнении действия;
-развитие мыслительных операций (подбор по цвету, установление последовательности величин, соотнесение по величине,свойствам);
-развитие речи.
Основными методическими приёмами обучения действиям с предметами, детей второго года жизни является:
- наглядно-действенный показ;
-словесные пояснения;
-выполнение поручений;
-повторение выполнение упражнений.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Э. Г. Пилюгина "Занятия по сенсорному воспитанию".
2. Е. В. Проскура "Развитие познавательных способностей дошкольников"
3. А. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер "Воспитание сенсорной культуры ребёнка"
4. "Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста" под редакцией Новосёловой С. Л.
5. "Воспитание и обучение детей раннего возраста" под редакцией Павловой Л. Н.
6. А. Н. Фролова "Умственное воспитание детей раннего возраста".