Елена Мартьянова
Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Тесто – пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР»
По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием мышления и речи ребенка. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенных в мышцах) – это своего рода маленькие чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук, через которые мы получаем сведения о мире. С помощью рук мы исследуем, творим, строим.
Публикация «Консультация для воспитателей „Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Тестопластика. Консультации
- Темочки
Однако развитие координации двигательной системы у детей с ЗПР имеет свои особенности. Оно отягощается:
- не скоординированностью психических процессов между собой: сосредоточения и распределения внимания, анализа и обобщения в мышлении, мышления и внешнего действия;
- изменением (повышения или понижения) мышечного тонуса, что обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук.
Движения рук ребенка с ЗПР неловкие, несогласованные, отсутствует плавность движений, и как следствие, появляются трудности в овладении продуктивными видами деятельности, графическими навыками и трудовыми умениями.
Лепка является одним из основополагающих видов деятельности дошкольников, способствующей развитию мелкой моторики, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ними. Лепка приносит не только удовольствие, но и пользу для здоровья тела и души. В ходе лепки активизируется работа пальцев рук и мозга. В то же время лепка – это своеобразная релаксация. В ходе её идет, успокоение, расслабление организма. Таким образом, лепка имеет большое значение для дошкольников, а для детей с ОВЗ и в частности для детей с ЗПР – особое.
Занятия по лепке в настоящее время проводятся один раз в две недели, такого количества явно недостаточно, учитывая значимость этого вида деятельности. При этом в ходе занятий в качестве материала используется в основном пластилин, реже глина. Результаты диагностики показали, что снижает благоприятное влияние лепки на результат коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как, по моему мнению, количество занятий по лепке в расписании старшей возрастной группы явно недостаточно, я разработала дополнительную программу и в своей работе стала использовать нетрадиционный материал, а лепку из соленого теста. В чем его преимущество над другими материалами.
1. Соленое тесто – это экологически чистый материал, он безопасный, безвредный, его компоненты натуральные и съедобные.
2. Компоненты для приготовления теста недорогие : мука, соль, вода дешевле, чем пластилин.
3. Тесто – материал доступный, его можно приготовить в любой момент.
4. Соленое тесто не пристает к рукам, не пачкается, легко отмывается, не оставляет следов, а это очень важно в работе с детьми, имеющими нарушения аутического спектра.
5. Соленое тесто податливый и мягкий материал, формировать фигурки, из которого под силу даже малышам и детям со слабым мышечным тонусом, соленое тесто не нужно долго разминать или согревать – можно сразу приступать к основной работе.
6. Самые сложные поделки изготовлены из простых элементов (колобков, колбасок, лепешек, которые выполнены простейшими приемами лепки: раскатывание, сплющивание, вытягивание, а эти приемы лепки легко осваивают все дети, в том числе и дети с ЗПР.
7. Детали изделий из теста соединяются с помощью простой воды.
8. Правильно приготовленное и замешанное тесто, высыхая, затвердевает и не трескается, используя натуральные красители, соленому тесту можно придать любой цвет, а для длительного использования – поделки покрываются любым лаком.
Поделки из соленого теста бывают разные, это могут быть простые плоские фигуры, налепы, объемные формы (печенье, торты, поросята, цветы). В нашей мастерской изготовлено большое количество картин и композиций – это коллективные работы. Чтобы разнообразить работу с тестом, украшаем сырые изделия природным материалом (семечками, косточками и т. д., а так же бисером, бусинками и др.
В течение всей работы в мастерской большое внимание уделяю общению с детьми, что позволяет развивать речь ребенка, облегчает общение детей друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей. В работе мастерской учитываю желания, настроения, возможности, интересы детей. Занятия провожу в спокойной и доброжелательной атмосфере, что способствует релаксации и снятию усталости. Выполненные работы должны иметь конкретное назначение, поэтому изготовленные из соленого теста поделки мы используем в качестве сувениров, елочных украшений, атрибутов для сюжетно – ролевых игр, а так же ими можно играть как игрушками.
На занятиях тесто – пластикой у наших детей формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, что способствует развитию личности ребенка, пополняется словарный запас детей, они учатся строить простые предложения.
Коллективные работы помогают формировать умения планировать свою деятельность с учетом общей цели. Таким образом, в ходе использования тесто - пластики в работе мастерской мы решаем многие коррекционные задачи, что так необходимо для развития и воспитания детей с ЗПР.
Воспитатель группы №4 Мартьянова Елена Геннадьевна 26. 03.2017 г.