Марина Москаленко
«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие педагогические технологии в работе с детьми». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ-СОШ №6 г. Маркса
структурное подразделение МДОУ – д /с №16 г. Маркса
«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие педагогические технологии
в работе с детьми»
Воспитатель :
Москаленко М. И.
Публикация «„Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие педагогические технологии в работе с детьми“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Здоровье человека – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специалистов. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка этой средой является система образования,т. к. с пребыванием учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. Рабочий день современного ребенка составляет от 9-10 до 13-15 часов.
Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно -развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Предполагается активное участие самого ребенка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю, становления его самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирование ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Зоровьесберегающие образовательные технологии, по мнению Н. К. Смирнова,- это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как о ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.
Разные НИИ «здоровья» дают разные определения термину «ЗСТ», но все они обозначают системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью детей.
Понятие «ЗСТ» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и воспитанника. Все они при этом должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов.
*«Не навреди!»- все методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью воспитанника и педагога.
*«Приоритет заботы о здоровье педагога и воспитанника»- все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников оздоровительного процесса.
*Непрерывность и преемственность.
*Субъект- субъектные отношения - воспитанник является непосредственным участником.
*Соответствие содержания и организации возрастным особенностям.
*Комплексный подход - единство в действиях.
*Успех порождает успех - акцент на хорошее.
*Активность - активное включение, так как любой процесс снижает риск переутомления.
У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Следует отметить, что все «ЗСТ» можно разделить на три основные группы, обеспечивающие:
1. - гигиенические оптимальные условия оздоровительного процесса.
2. – оптимальная организация оздоровительного процесса и физической активности.
3. – разнообразные «ЗСТ» как психолого-педагогические технологии.
Рассмотрим их поочередно:
1. От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние воспитанников, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
2. Практический опыт позволяет выделить 4 основных правила построения занятий с точки зрения «ЗСТ» - правильная организация занятия (включенность в проблему= показатель его работоспособности).
3. Результатом правильно организованного занятия служит взаимный интерес, который подавляет утомление; использование различных каналов восприятия (аудиальное, визуальное, кинестическое); учет зоны работоспособности (возрастные особенности, пики и спады); распределение интенсивности умственной деятельности (цель этого правила - снижение утомления, поддержка и восстановление работоспособности)
4. «ЗСТ» на снятие эмоционального напряжения; на создание благоприятного психологического климата.
Охрана здоровья предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду ЗОЖ. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка с пеленок ответственно относится к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить не болея. Сюда можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
Среди «ЗСТ» можно особо выделить личностно-ориентированные, учитывающие особенности каждого воспитанника и направленные на возможно полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифферецированого обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Они позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и физиологическом аспектах. Благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить каждому ребенку наиболее комфортные условия, учесть индивидуальные особенности, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.