Ирина Поспелова
Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечается увеличение числа детей старшего дошкольного возраста с диагнозом дизартрия. Наиболее часто отмечается ее псевдобульбарная форма (90%). Псевдобульбарная дизартрия — форма дизартрии, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Ее стертая форма проявляется в наличии неярких, стертых парезов мышц речевого аппарата со стороны лицевого, тройничного (нижней трети, подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов [3]. При этом для детей с данным речевым нарушением характерным является сочетание как, речевых, так и неречевых симптомов. Так, неречевые часто проявляются в недоразвитии мелкой, мимической и артикуляционной моторики, а речевые в виде нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Артпедагогика является одним из новых направлений коррекционно-педагогической помощи и позволяет осуществлять комплексный подход к преодолению данных нарушений психофизического развития. В нашей работе мы более подробно остановимся на таком направлении, как бумагопластика. Они позволяют преодолеть нарушения в таких сферах как: моторная; познавательная; эмоционально-волевая; психическая; речевая.
Публикация «Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Дизартрия
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Изучением этого вопроса в литературе ранее занимались многие ученые. Например, Е. А. Медведева и И. Ю. Левченко дали четкое представление об этих терминах, привели и описали направления, на которые в свою очередь делятся артпедагогика и арттерапия [7]. Т. Г. Неретина описала, как можно применить некоторые направления артпедагогики с детьми с ОВЗ [8]. С. Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина представляют один из видов артпедагогики - бумагопластику [2]. Т. П. Ильина описывает все возможные манипуляции с бумагой в рамках внеурочных занятий оригами [4]. Таким образом, бумагопластика широко применяется в образовательном процессе, однако, ее применение в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, раскрыто недостаточно.
С целью выявления направлений применения бумагопластики в коррекционно-образовательном процессе нами был проведен констатирующий эксперимент. Его методической основой явились методика Е. Ф. Архиповой и методика Л. Р. Лизуновой [1, 5]. Нами было изучено моторное развитие детей, а именно мелкая моторика пальцев рук, зрительно-моторное развитие, пространственное восприятие, наличие синкинезий, уровень развития конструктивного праксиса. Помимо этого, наше исследование было направлено на изучение состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (и общим недоразвитием речи III уровня).
Анализ полученных результатов позволил нам сделать вывод о том, что у детей с дизартрией отмечаются характерные нарушения пальцевой моторики в виде недостаточности пространственной организации движений, их зрительно-моторной координации и скорости переключения при выполнении серийно-организованных двигательных проб.
В процессе исследования мы не обнаружили у детей проблем при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, однако, характеризуя их самостоятельные рассказы можно сказать, что они были лексически бедны и включали в себя крайне мало прилагательных и наречий. Входящие в состав рассказов предложения часто были простыми, двусоставными, иногда они были больше похожи на простое перечисление предметов и осуществляемых ими действий. Рассказы по картинке так же были чрезвычайно просты, при этом детям приходилось задавать наводящие вопросы. Несколько лучше у детей получалось составлять рассказы по заданному и собственному замыслу. Затруднения вызвало у детей задание на пересказ текста с опорой на серию картинок. Некоторые предложения ими пропускались, если же воспроизводились в урезанном, упрощенном виде (простые нераспространённые предложения). Пересказ текста без опоры на наглядность вызвал серьезные трудности у 100% детей.
Таким образом, результаты проведенного нами констатирующего эксперимента показали, что нарушения мелкой моторики, а также лексико-грамматического оформления и структурирования связной речи характерны для детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи. В связи с этим мы предлагаем использовать в процессе логопедических занятий с детьми методики, позволяющие системно воздействовать на данные двигательные и речевые компоненты. В ходе исследования мы пришли к выводу, что одной из таких методик является применение бумагопластики. Планирование логопедической работы с детьми осуществляется на основе программ Н. В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» и Л. Р. Лизуновой «Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ» [9, 6]. Реализация коррекционно-развивающих задач в разделах «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое воспитание» построена на основе применения различных техник бумагопластики. При этом в структуру логопедического занятия включены элементы трудовой деятельности на основе выполнения детьми творческих заданий. Такой подход позволяет активизировать как моторные (пальцевую и артикуляционную моторику, так и речевые функции детей, что способствует созданию комплексных психолого-педагогических условий преодоления нарушений речевого развития детей с дизартрией.
Литература
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрии у детей\ Е. Ф. Архипова. – М., 2007.
2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. \ С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М. :Аким. 1996.
3. Волкова, Л. С., Селиверстова, В. И. Хрестоматия по логопедии Т. 1. \ Л. С. Волкова, В. И. Селиверстова. - М., 1997.
4. Ильина Т. П. Рабочая программа к курсу «Бумагопластика».\ Т. П. Ильина. –Хабаровск, 2013.
5. Лизунова, Л. Р. Коррекционо-педагогическая работа при псевдобульбарной дизартрии легкой степени у дошкольников. \ Л. Р. Лизунова – Пермь, 2008.
6. Лизунова, Л. Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ. \ Л. Р. Лизунова – Пермь, 2010.
7. Медведева, Е. А., Левченко, И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. \ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.
8. Неретина, Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. \ Т. Г. Неретина. - Учебное пособие по коррекционной педагогике, 2011.
9. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). \ Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006.