Лидия Андреева
Консультация для воспитателей «Структура и содержание прогулок с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Практически каждый день родители задают воспитателю один и тот же вопрос «Пойдете сегодня гулять?». Одни родители считают погоду слишком жаркой (холодной, ветреной, мокрой и т. д., другие беспокоятся о том, чтобы их ребенок не проводил много времени в помещении дошкольной группы. Что делать воспитателю? Знать и увлекать…
Знать все о прогулках и разнообразить их так, чтобы дети ждали с нетерпением нового «маленького путешествия». Именно так и никак иначе!
Публикация «Консультация для воспитателей „Структура и содержание прогулок с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Готовим прогулки также тщательно, как и образовательную деятельность. Помним, что все в наших руках, главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно. И самое важное, детям не будет скучно, когда нам самим будет интересно. Начать предлагаю с первого теоретического обзора о структуре и содержании прогулки и ее видах.
Слайд 5 В методической литературе и отдельных нормативных документах можно найти подтверждение о том, что помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе.
Авторы пособия «Тематические прогулки в детском саду» Белая К. Ю., Каралашвили ЕЛ. Павлова Л. И. и др. М Перспектива, 2013, предлагают пять видов тематических прогулок :
• прогулки-походы;
• развлекательные прогулки с персонажем;
• прогулки-события;
• спортивные прогулки;
• прогулки - трудовые акции.
Прогулки-походы.
Слайд 6 Педагоги организуют с детьми прогулки - походы в лес, парк, сквер, а также в зеленую зону на территории детского сада.
Проводить их следует с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, между сверстниками складываются дружеские отношения. У дошкольников начинает формироваться произвольно-волевая сфера, им свойственна высокая познавательная активность.
Прогулки-походы не могут проводиться часто, так как это требует серьезной подготовки как со стороны воспитателя, так и со стороны детей. Оптимальное количество таких прогулок - две-три в год. При частом проведении подобные мероприятия утрачивают свою привлекательность, у детей снижается к ним интерес.
Важно, чтобы воспитанники ждали прогулки - походы, готовились к ним, настраивались эмоционально. Поэтому надо стараться, чтобы после таких прогулок у детей остались в памяти приятные воспоминания, а не отрицательные впечатления, связанные, например, с усталостью от долгой ходьбы.
Это особый вид прогулки, которая отличается от традиционной прежде всего формой, содержанием и необычной организацией (например, привлечение родителей воспитанников для участия в прогулке-походе).
Слайд 7 Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе.
Слайд 8 Рассмотрим примерную структуру прогулки- похода.
Начинается прогулка-поход с организационного момента: собираются все участники, педагог проводит перекличку и инструктаж. Затем осуществляется движение группы до привала, во время которого могут быть короткие остановки как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами. Конечный пункт прогулки-похода - привал.
Его место должно быть удобным для отдыха, предоставлять возможность устроить пикник, поставить палатку, организовать игры и т. д. По окончании привала - сбор детей и уборка территории. Затем движение группы до детского сада, во время которого могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.
Подобные прогулки вносят разнообразие в привычную жизнь дошкольников.
Слайд 9
Формы организации развлекательных прогулок с персонажем могут быть чрезвычайно многообразны, вариативны, поскольку их успешная организация зависит не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Это может быть приход к детям в гости хорошо знакомых им персонажей, например, Шапокляк, крокодила Гены, Чебурашки, а также популярных героев современных мультфильмов - Фиксиков, Даши-следопыта и др. Содержание такой прогулки определяется в зависимости от персонажа. Например, Даша-следопыт может путешествовать с детьми в поисках чего-либо, а Фиксики помогут дошкольникам смастерить кормушку.
Главная цель прогулок-развлечений эмоциональная и психологическая разгрузка детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности.
Слайд 10 Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.
Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа, а он обращается к ним с вопросами, просит что-либо объяснить, показать, может научить играть в новую игру или попросить показать игру, которую дошкольники уже знают.
Для воспитателя важно выбрать персонажей для прогулки. Ими могут быть знакомые детям сказочные персонажи (Буратино, Незнайка, Дед Мороз, Снегурочка и др., герои мультфильмов, игрушки. Вариантов использования персонажей на прогулке множество. Например, по всему участку можно расставить игрушки-птицы: ворону, воробья, сороку, снегиря, синицу (4-5 фигур одновременно). Воспитанники будут самостоятельно находить их, рассматривать, а потом играть с ними в разнообразные игры. Фигурки могут находиться на участке 6-10 дней, а затем их следует заменить. Так, выйдя однажды на прогулку, дети неожиданно найдут кого-нибудь из знакомых игрушек-зверей: медвежонка, лису, зайца, волка, белку, оленя, собаку, кошку, ежика. Одни сидят на задних лапах, другие стоят или лежат. Для поддержания интереса воспитанников, развития их внимательности время от времени рекомендуется вносить изменения: зимой медвежонку надевают шапку, волку - варежки, в летнее время лиса появляется в ярком платке, зайчик - в фартуке, а мишка - в красной рубахе и т. д. Иногда герои могут прийти парами (Маша и Медведь, Знайка и Незнайка, Смурфик и Гаргамель и др., так детям легче их воспринимать. Кот Матроскин и Шарик могут поиграть с воспитанниками на участке, а дети расскажут гостям, что и где растет у них на территории детского сада. Можно вспомнить с дошкольниками эпизоды их приключений или отправиться всем вместе в новые.
В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-персонажи (резиновые, бибабо и др.) по выбору воспитателя. Хорошо, если игрушка окажется новой для детей, это вызовет дополнительный интерес. В таком варианте педагог может проводить прогулку без помощников, самостоятельно, исполняя роль персонажа, разговаривая за него.
В группе старшего дошкольного возраста лучше, чтобы роль персонажа-героя играл взрослый (педагог другой группы, родитель) или ребенок старшего возраста из другой группы. В гости к детям может прийти Олимпионик, который расспросит детей об Олимпиаде, попросит показать спортивную площадку, научит элементам новых игр. Прогулка с персонажем близка сценарию проведения досуга на свежем воздухе, но не ограничена жесткими временными рамками. По желанию детей можно поиграть с персонажем несколько раз в понравившуюся игру, при этом часть воспитанников может заниматься самостоятельной игровой деятельностью. Прогулки с персонажем должны заранее планироваться, а их сценарии детально продумываться.
Слайд 11
Прогулки-события посвящаются определенной теме (День Космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.) или событию, произошедшему в детском саду (привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).
Прогулки-события организуются как за пределами детского сада, так и на его территории, например на территории детского сада можно организовать прогулку-событие с детьми младшего дошкольного возраста.
Регулярность проведения прогулок-событий зависит от детского коллектива, общественных событий и интересных дат. Однако, как и любой праздник, такая
прогулка не должна планироваться слишком часто.
Тематическая прогулка помогает воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы.
Содержанием такой прогулки может быть продолжение темы дня, например, «День матери», «День друзей», «День моря» и др. На тематической прогулке педагог может отметить вместе с воспитанниками какое-то событие или провести беседу на определенную тему, а также уточнить, закрепить знания, полученные дошкольниками в ходе образовательной деятельности, совершенствовать те или иные навыки и умения.
Рекомендуется предвосхитить такую прогулку небольшим анонсом, например, повесить в объявление или афишу для детей, сообщающую о предстоящем событии во время прогулки. Ожидание и сама прогулка создадут у воспитанников радостное настроение.
Слайд 12 Цель таких прогулок - способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности. Для успешного достижения этих целей прежде всего следует продумать условия проведения прогулки.
Прогулка-событие обогащает знания воспитанников дошкольной образовательной организации, расширяет представления об окружающем мире, удовлетворяет их потребность в опытах и экспериментах, развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке как к режимному моменту и формирует желание выходить на прогулку.
Интерес детей к ней будет поддерживаться благодаря разнообразию выбираемого выносного материала, насыщенного содержанием.
Слайд 13 Примерная структура прогулки-события :
• организационный момент - сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии;
• знакомство с темой прогулки - ввод в событие;
• подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др. ;
• самостоятельная творческая деятельность детей
Слайд 14
Спортивная прогулка - особый вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики. Цели и задачи спортивной прогулки предусматривают укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При правильной организации прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.
При организации спортивной прогулки как одного из видов прогулок рекомендуется использовать спортивные игры и упражнения.
К спортивным упражнениям относятся катание на санках, лыжах, велосипедах, самокатах, а к спортивным играм - городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, серсо, кольцеброс и др. Спортивные
игры и упражнения дают детям возможность по-настоящему ощутить спортивный азарт. При распределении спортивных игр и упражнений следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на
занятиях физической культурой (как в зале, так и на воздухе, и ежедневных игр и упражнений, которые проводятся воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
Слайд 15 Спортивные прогулки могут проводиться не реже одного-двух раз в месяц в те дни, когда организуется образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки, или образовательная деятельность по художественному творчеству.
В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались. Как именно будет организована двигательная активность, воспитатель определяет перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.
Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у дошкольников интерес, желание заниматься спортом.
Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта»,«Какой вид спорта здесь лишний», «Узнай по силуэту», «Кто больше видов спорта с мячом назовет», игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге», на воображение («Изобрази вид спорта»). Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).
Спортивные прогулки требуют предварительной работы. Важным этапом подготовки к проведению спортивной прогулки является накопление детьми опыта пользования предметами: ракеткой, мячом, скакалкой и т. д. Так как на спортивной прогулке воспитанники играют вместе с воспитателем или инструктором по физической культуре, то они овладевают навыками быстрее.
С детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке можно организовать разнообразные подвижные игры сюжетного характера, включающие в себя такие основные движения, как ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля и метание мяча, лазание и т. д.
Можно соорудить условные спортивные площадки, где старшие воспитанники будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам.
С детьми старшего дошкольного возраста можно поговорить об истории развития спорта, познакомить их со спортивными играми древности и со-временными спортивными играми, рассказать об Олимпиаде. Можно ввести сюжетно-ролевые игры «Олимпиада», «Спортивные кружки», «Футбольный матч», в которых воспитанники смогут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.
Начиная со старшей группы, следует вводить адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, хоккей, волейбол, теннис и т. д. Можно рассказать воспитанникам о народных играх, популярных в детские годы их родителей, бабушек и дедушек, таких как городки, классики, штандер. Для спортивных игр желательно отводить не менее половины времени всей спортивной прогулки.
Сценарий спортивной прогулки составляется инструктором по физической культуре вместе с воспитателем группы. Хорошо, если такие сценарии будут в методическом кабинете дошкольной образовательной организации. В помощь воспитателю рекомендуется сделать подборку спортивных игр и упражнений с подробным описанием.
Слайд 16 Структура спортивной прогулки может включать :
организационный момент или вводную беседу;
подвижные, спортивные игры;
спортивные упражнения; самостоятельную деятельность детей;
индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников;
подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.
Важно отличать подобные прогулки от спортивных праздников - тщательно подготовленных мероприятий для детей, требующих наличия у них определенных двигательных умений и навыков. Спортивные прогулки предоставляют воспитанникам некоторую свободу выбора (для этого следует подобрать несколько вариантов заданий, игр, упражнений, при этом учитываются их интересы, желания. Прогулки не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения.
Слайд 17 Прогулки - трудовые акции
Трудовая акция (субботник) - ограниченная по месту и времени проведения специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. К особенностям планирования прогулок - трудовых акций относятся преобладание трудовых поручений, включение разных по организации форм труда на улице в соответствии с сезоном и погодными условиями при сохранении общей двигательной активности детей. Цель и задачи таких прогулок определяются воспитателем исходя из приобретенных навыков и трудовых умений воспитанников, а также их физических возможностей.
На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе - это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (сгребание снега, очистка веранды от песка, листьев).
На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех.
В методической литературе подробно описываются правила организации труда и трудовых поручений дошкольникам. Кратко напомним некоторые из них.
Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста, получению доступных знаний. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.
Помня, что труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость, воспитатели в каждой возрастной
группе должны позаботиться об условиях для трудовой деятельности в соответствии с возрастом воспитанников.
Слайд 18 Так, детям младшего дошкольного возраста поручают простейшие задания: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать
растения на грядках, собирать овощи.
Воспитанники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях, рыхлят землю, вместе со взрослыми выращивают на участке овощи и цветы (при копке очищают почву от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, собирают овощи). При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.
Старшие дошкольники, в свою очередь, учатся трудиться во все времена года. Осенью на участке они могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений и сгребать листья. Дети участвуют в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников. Зимой воспитанники могут убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц. С наступлением весны дошкольникам поручают перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду и цветнике. Летом они могут рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать и подвязывать растения, собирать урожай. Дошкольников учат правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. Следует помнить, что максимальное время, отведенное для выполнения старшими дошкольниками трудовых действий на прогулке, в старшем возрасте не должно превышать 30-40 минут.
При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.
Детям надо разъяснять правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие
безопасности:
• работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня;
• материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
• категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать
неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.
Подобные прогулки следует проводить регулярно, но не чаще двух-трех раз в месяц, поскольку значительное количество времени должно отводиться занятиям трудовой деятельностью с определенной целью. Для того чтобы не утомить детей однообразием, стоит подобрать несколько видов трудовых поручений, которые последовательно меняются и логично связаны между собой.
Такие мероприятия организуются на территории детского сада и носят четко выраженный сезонный характер.
Слайд 19 Прогулки - трудовые акции могут содержать сюрпризные моменты : неожиданное задание детям, встреча с персонажем сказки или любимым героем, наблюдение за работой дворника. Педагог старается помочь старшим дошкольникам осознать значимость труда, развивает у них желание и потребность в получении определенных трудовых умений.
Прогулка сочетает в себе наблюдения (за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе) и совместную трудовую деятельность детей и взрослых. От воспитателя такая прогулка требует предварительной подготовки. Особое внимание нужно уделить выбору необходимого инвентаря, продумать размещение детей при совместных трудовых действиях. Если работа планируется в цветнике или на огороде, то лучше ее выполнять с подгруппой детей.
Прогулка - трудовая акция, как правило, носит плановый характер, но бывают случаи, когда такой «десант» нужно срочно «вызывать на помощь». Например, выпал снег, и малыши не могут пройти на свой участок, дворник не успевает почистить все дорожки, тогда можно попросить старших детей помочь. Иногда снег необходим для проведения спортивных соревнований, только площадка должна быть утоптанной. Группа детей с радостью пройдется змейкой за воспитателем по территории спортивной площадки, а если позвать несколько групп, то работа будет выполнена быстрее, чем с ней справится снегоуборочная машина.
В таких прогулках четко прослеживается экологическая направленность. Например, старшие дети под руководством воспитателя могут закопать на участке детского сада органический и неорганический мусор (огрызок яблока, фантик от конфеты, полиэтиленовый пакет и др., отметить эти места табличками с условными обозначениями, а весной раскопать и сделать выводы.
Дошкольники с удовольствием участвуют в труде, если видят заинтересованность со стороны взрослых. Детям нужно разъяснять важность труда в природе, например, когда мы насыпаем корм птицам, то помогаем им пережить холода. В конце прогулки необходимо дать оценку проделанной работе, например, обратить внимание на то, какой красивой стала клумба. Результаты труда эстетически радуют глаз: приятно смотреть на цветы, аккуратные кустарники, чистые улицы.
Слайд 24
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
В настоящее время многие педагоги используют в своей работе комплект карточек развивающих прогулок, систематизированных с учетом сезонов и тематики ознакомления дошкольников с природой. Некоторые специалисты составляют сценарии развлечений с использованием разнообразных видов детской деятельности и проводят их во время, отведенное режимом для прогулок.
Однако, как показывает практика работы дошкольных учреждений, прогулки с воспитанниками проводятся однообразно. И этому всегда находится масса причин и объяснений: участок для каждой возрастной группы - ограниченное пространство со стационарным оборудованием, которое редко обновляется или дополняется; игровой материал зачастую однообразен; воспитатели используют в основном традиционную форму организации прогулок и др.
Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. В методической литературе воспитатели могут найти немало подсказок, которые помогут организовать интересные прогулки с детьми.
Все в наших руках, главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно.