Наталья Владимировна Никитина
Консультация для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы:
Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном образовании. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка (семья, детский сад, социум, друзья и др.) в котором зачастую наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, общего уровня культуры и речевой культуры во взаимоотношениях между людьми.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
Публикация «Консультация для воспитателей „Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание педагогов должно быть уделено достижению целей и решений задач социально – коммуникативного развития :
- усвоение норм ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и отечеству, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование социально – коммуникативных речевых умений (развитие способностей вступить в общение и поддержать его).
Жизнь дошкольника в детском саду наполнена разными видами деятельности, среди которых именно игра занимает первостепенное и главное место. В игре ребенок воспитывается, развивается, обучается, приобретает опыт. Игра способствует раскрытию способностей детей, позволяет познать мир и окружающих людей. В этой деятельности дети более раскрепощенные и самостоятельные. Более внимательны и сосредоточенные. В процессе игры у ребенка формируются способности самостоятельно или совместно принимать решения и выполнять их.
ЦЕЛЬ: расширить представления воспитателей о формировании социально-коммуникативной культуры дошкольников во время игровой деятельности в условиях ФГОС.
Игра – как форма социализации ребёнка в условиях реализации ФГОС.
Как известно образовательная область социально - коммуникативного развития реализуется в 4-х направлениях:
1). Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Игры из практики у дошкольников самые разнообразные :
- дидактические;
- подвижные;
-театрализованные;
- сюжетно-ролевые.
Но мне особенно хочется остановить внимание педагогов на сюжетных самодеятельных играх, используемых в нашей группе:
Поскольку Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований. К основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой предъявляются определенные требования:
- воспитатель должен играть вместе с детьми;
- на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
- на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Очень важно воспитателю выступать, как игровому партнеру, который поддерживает детскую инициативу и обогащает развитие игрового процесса.
В рамках реализуемых задач можно использовать игры:
- на развитие эмоциональной сферы : «Мое настроение», в ходе которых решались бы задачи развития детей и задачи педагогической деятельности : развивать умение распознавать эмоциональный настрой сверстников,взрослых;
- на развитие коммуникативных способностей: развивать умение инициировать общение, выражать словами свои мысли, чувства, желания, результаты, аргументировать свою точку зрения;
- игры, направленные на обучение эффективным способом общения, формировать умение считаться с другими;
- игры направленные на снятие конфликтности – развивать социально - коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты, расширять поведенческого репертуара у детей;
-игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развивать интерес друг к другу;
- интерактивные игры, направленные на сплоченность сотрудничества, а именно развивать отношения, построенные на равноправии, или готовности конструктивно решать проблемы, воспитывать чувства заинтересованности в достижении общей цели.
Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.
Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу, самостоятельность и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.
Заключение
Постоянная, непрерывная работа по формированию социально-коммуникативной культуры у дошкольников через игровую деятельность в группе проходит с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их выполнению.
Интеграция образовательных областей и видов деятельности в программе по содержанию дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО для социально – коммуникативного развития дошкольников, огромное значение не только игра, но и игровые ситуации и другие виды деятельности, которые становятся кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Список использованных источников:
1. Губанова А. Ф. «Развитие игровой деятельности».
2. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения п развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».
4. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
5. Дыбина О. В. «Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников».
6. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду».
7. https://www.maam.rul. МААМ. RU;
8. https://sites.google.com/a/shko.la/gdou_vb/osnovnye-napravlenia-razvitia rebenka/socialno-licnostnoe. Методическое сопровождение ДОУ;
9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/03/04/fgossotsialno-kommunikativnoe-razvitie. Социальная сеть работников образования;
10. https://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/4067-2013-11-28-06-02-42.html. Образовательный портал;
11. https://www.uchmet.ru/articles/141968. Учебно-методический портал.