Наталья Шпаковская
Консультация для воспитателей. Самостоятельная художественная деятельность ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная художественная деятельность – реально существующая сторона жизни ребенка. Наша задача – показать такую самостоятельную деятельность, которая непосредственно связана с различными видами искусства. Ее начальными проявлениями, облеченными в своеобразные и доступные ребенку формы. К ним относятся театрализованные игры, художественно-словесное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно - прикладная практика. Все эти виды выступают как самостоятельные, и во взаимосвязи.
Публикация «Консультация для воспитателей, Самостоятельная художественная деятельность ребенка» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Самостоятельная деятельность ребенка обусловлена окружающей жизнью; мотивы его поступков. Интересы связанны с опытом, накоплением в процессе обучения, игр, развлечений, праздников. Но все полученные жизненные впечатления детьми преобразуются: они сами создают соответствующую обстановку, воображаемые отношения со сверстниками, применяют действия по собственному замыслу, который получает самые разнообразные решения. Ребенок становится автором игр и сценаристом. И режиссером, и актером-исполнителем. Самостоятельность детей ярко проявляется в музыкальной деятельности, в музицировании. Музицированием называют исполнение музыки в камерной или домашней обстановке. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения. И игру на муз. инструментах. Самостоятельная деятельнсть отвечает потребностям детей, выявляя их музыкальные способности.
Организация детского музицирования выступает в разных формах. Деятельность может выражаться в форме «художественной самодеятельности» с демонстрацией песен и танцев, в форме взаимообучающих упражнений, похожих по характеру на индивидуальные занятия, но возникающие исключительно по инициативе самих детей, или в форме сюжетной игры, в которой роли распределены на «музыкантов» и «слушателе». Были случаи когда ребята просто напевали, выходя на прогулку, рассматривая книжку и т. п. Таким образом, наиболее распространенные формы детского музицирования -действия небольшой группой участников или индивидуальные. Если эта деятельность якая, с элементами нового, неожиданного, она способна на некоторое время привлечь внимание остальных ребят.
Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «»музыкальный уголок». Он помещается в наиболее отдаленном месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр и различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото и т. п. Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребенка в семье.
Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью -это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам лучше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать?» «Я вот так умею играть», -говорит взрослый и показывает прием игры на инструментах и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.
К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Необходимо учитывать задачи воспитания на данный момент : «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «наблюдать», «возбуждать интерес», «поправлять ошибку», «спеть самой», «координировать взаимодействие детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей. Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.