Ольга Елизарова
Консультация для воспитателей «Воздействие музыки на эмоциональную сферу ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное неблагополучие дошкольника – одна из актуальных проблем, которая решается сегодня широким кругом специалистов: медиками, психологами воспитателями, родителями. Активные изменения в системе дошкольного воспитания, все более расширяющиеся дисциплинарные требования к дошкольникам и всеобщая «технологизация» все меньше оставляют места развитию эмоциональной сферы ребенка. Современные дети становятся менее отзывчивы к чувствам других людей, более черствыми и жестокими, проявляют лень, агрессию, замкнутость. Часто неумение устанавливать доброжелательные отношения, конструктивно общаться связано с неумением правильно оценивать эмоции других детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воздействие музыки на эмоциональную сферу ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным эмоциональным развитием. Это связано с развитием различных видов деятельности – познавательной, интеллектуальной, мотивационной. Дошкольник способен пережить целую гамму чувств и эмоций за короткий промежуток времени, но управлять своими эмоциями он пока не может. Задача воспитателя на данном этапе помочь ребенку разобраться в собственных эмоциях, осознать их и понять.
В своей работе по развитию эмоциональной сферы детей воспитатели используют различные методы и приемы, но возможности музыки в этом направлении используются слабо. Каким же образом воспитатель может использовать музыкальные средства с целью развития эмоциональной сферы своих подопечных?
1. Создать условия, в которых воспитатель будет использовать разные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы детей в процессе восприятия музыки. Чтобы восприятие действительно было плодотворным, необходима специальная подготовка, настройка. Эта настройка заключается в принятии удобной позы, расслаблении. Восприятие в данном случае заключается в распознавании эмоции, заложенной в музыкальном произведении. Сначала дети будут копировать эмоцию воспитателя, обсуждать услышанное, а потом постепенно будут включаться в обсуждение собственных эмоций. Музыкальное восприятие расширяет «эмоциональное поле» ребенка, формирует эмоциональный опыт и эмоциональную культуру. К примеру, для прослушивания рекомендуются следующие произведения: «Раздумье» С. Майкопова, «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С. И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского и др. Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.
2. Обогащать уже имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах. Рекомендуется использовать музыкально-ритмические упражнения, цель которых - анализ внутренних процессов (сенсорных, эмоциональных, мыслительных). В данной работе целесообразно использовать упражнения по ритмопластике И. Бурениной, направленные на развития самовыражения в движении, развитии психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантомимике. Для занятий можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».
3. Развивать у детей навыки передачи своих эмоций другим людям, а также понимать эмоции окружающих. Мимика, жесты, а также движения несут в себе содержание передаваемой эмоции. Предлагаемые двигательные упражнения помогут детям распознать передаваемую эмоцию, установить дружеские связи с другими детьми и воспитателем, снять напряжение.
• «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»). Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.
• «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.
• «Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс мюзеты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.
• «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.
• «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс N7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка является одним из главных источников формирования эмоциональной сферы детей - дошкольников. В результате музыкального воздействия улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, снижается уровень тревожности, дети становятся менее раздражительными. Музыка способствует появлению позитивных эмоций и чувств, их осознание и понимание, что необходимо для гармоничного развития личности детей в целом.