Алёна Борш
«Из уст в уста». Колыбельные песни в повседневной жизни ребенка. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
В работу с детьми дошкольного возраста в детском саду необходимо включать такую форму народного творчества, как колыбельная песня.
Колыбельная песня неотъемлемый спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества не только русского, но и всех народов мира. В ней особым образом, специфическими средствами выразительности передается дух эпохи, преломленный через духовный мир создателя и исполнителя колыбельной. В колыбельных песнях преобладают ласковые мотивы. С древнейших времен матери убаюкивали детей песнями, утешали и ласкали.
Публикация «„Из уст в уста“, Колыбельные песни в повседневной жизни ребенка, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Колыбельные. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
Известно, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воспитательном воздействии произведений устного народного творчества. Этому способствует, прежде всего, то, что успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон, создается благотворя тому, что исполняются они спокойным, тихим голосом, напевно и протяжно. Чувство психологической защищенности вызывает и тем, что, напевая эти песни, матери или бабушки, как правило, держат ребенка на руках, качают его, он же в свою очередь слышит голос родного ему человека, ощущает его равномерное спокойное сердцебиение и дыхание, чувствует внимание к себе со стороны взрослого. Особая ритмическая организация и прием уменьшения играют определенную роль в создании психологического комфорта. Например:
Баю, баю, баюшок,
Ляжет дочка на пушок,
На пуховую кровать.
Будет дочка крепко спать,
А я буду напевать,
Колыбелечку качать.
Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Поскольку так же, как и другие жанры народной поэзии, содержит в себе веками отборный и проверенный материал, образы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения. Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив.
Колыбельные песни, так, же как и потешки, пестушки и другие формы устного народного творчества, обеспечивают, по выражению Л. Н. Павловой, системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и его вида труда, жизнедеятельности. В процессе ознакомления с колыбельной дети дошкольного возраста знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, который был связан с укладыванием ребенка на сон и т. п., т есть приобщаются к культуре собственного народа.
Слушая с колыбели родную песню, ребенок воспитывается «в направлении к глубоким сторонам души». Благодаря своему содержанию и жанровым особенностям колыбельные песни способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольника. Например:
Пошел котик во торжок,
Купил себе пирожок.
Идет котик по лавочке,
Ведет киску за лапочку.
Ходят вмести они, -
А ты, маленький усни.
***
Баю-баюшки усни,
Угомон тебя возьми.
Баю-бай, баю-бай,
Поди, бука, под сарай,
Детки спать ты не мешай.
***
Баю, бай спать пора.
Гости едут со двора,
Со двора едет домой,
На лошадке вороной.
Баю-бай, баю-бай,
Поскорее засыпай.
Литература:
1. Гербова В. В. «Русские народные песенки, потешки, небылицы, скороговорки». Книга для чтения в детском саду 2-4 года. Москва Оникс 2006г.
2. Павлова Л. Н. Фольклор для маленьких. Дошкольное воспитание, 1990,№12, С. 43-49.
3. Тарабанина Т. И., Елкина Н. В. «Прибаутки, песенки, потешки». Популярное пособие для родителей и педагогов1998г.