Любовь Леонидовна Морозова
Консультация для воспитателей «Развитие творчества в конструировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Нас заинтересовал вопрос о том, в какой мере может быть развито детское творчество в конструировании из бумаги, и каковы условия развития элементов творчества в этом виде деятельности.
У нас есть предположение о том, что одним из коренных препятствий тормозящих развитие творчества в конструировании является отсутствии интереса, как у педагогов, так и у детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие творчества в конструировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из бумаги
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Увлеченность делом пробуждает изобретательность, поиск новых средств воплощения замысла. На основе этого возник вопрос: как, каким образом заинтересовать детей конструированием из бумаги и тем самым развить конструктивное творчество. Объектом исследования стал процесс развития творчества дошкольников в конструировании из бумаги.
Цель исследования – выявить условия рационального обучения детей конструированию из бумаги, способствующие развитию творчества. В своей работе по проблеме развития творчества мы опирались на теоретические положения отечественных исследователей (Б. Т. Теплова) и зарубежных.
В изучении детского изобразительного творчества исключили положения о принципах построения программы обучения Л. А. Ветлугиной, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцевой, о конструкторской деятельности, как средства развития творчества дошкольников (А. Н. Давлочук, А. В. Запорожец, З. В. Лиштван, А. Л. Усовой, Е. Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой и др.)
Наше исследование было проведено в ДОУ № 272 с детьми. В исследовании участвовало 7 детей экспериментальной группы и 7 детей контрольной группы возраста 5-6 лет. Исследование включало констатирующий, формирующий, итоговый эксперимент. Задача констатирующего эксперимента – выявить уровень проявления творчества у детей старшей группы в изготовлении поделок из бумаги.
Мы выделили следующие методы, позволяющие решить поставленную задачу:
1. Анализ развивающей предметной среды.
2. Индивидуальные беседы с детьми по выявлению интереса к изготовлению поделок из бумаги.
3. Анализ детских работ, выполненных на занятиях по замыслу с целью выявления уровня проявления творчества.
4. Наблюдения за действиями детей при изготовлении поделок из бумаги.
5. Анализ планов воспитательно - образовательной работы с целью выявления поставленных задач развития художественного творчества.
В формирующем эксперименте мы поставили следующие задачи:
1. Изучить условия, способствующие развитию творчества дошкольников в художественном труде.
2. Разработать систему обучения конструированию из бумаги, включая нетрадиционные формы организации учебного процесса, обеспечивающие развитие творческой деятельности детей и воплощение их замыслов.
3. Создание в МАДОУ атмосферы сотрудничества, сотворчества воспитателя с детьми и детей друг с другом с целью развития творчества.
На основе обследования детей составили и заполнили диагностические карты, определили уровень проявления творчества дошкольников в конструировании из бумаги. Количественные данные, выявленные в результате обследования, отражались в таблицах. Свою практическую деятельность строили по 3 блокам:
1. Организованное обучение;
2. Совместная деятельность;
3. Самостоятельная деятельность.
С целью решения задач формирующего эксперимента были проведены занятия с использованием выкроек, схем и тематику занятий представили следующим образом: делали выкройки конусообразных игрушек «Теремок», «Старичок Лесовичок».
С целью нахождения новых методов определили 3 этапа формирующего эксперимента:
1. Обучение детей конструированию по замыслу, развитие творческого подхода к решению конструктивных задач, поиска выразительных средств при передаче образа.
2. Использование кружковой работы с целью развития творчества дошкольников.
3. Углублять работу с семьей по развитию конструктивного детского творчества.
Задачи итогового эксперимента стали:
1. Выявить изменения уровня проявления творчества у детей старшей группы в процессе изготовления поделок из бумаги и бросового материала.
2. Выявить эффективность разработанной нами системы работы по развитию творчества в конструировании из бумаги и бросового материала.
3. Подготовить примерный план работы с воспитателями по развитию конструктивного творчества у дошкольников.
Мы получили следующие данные, что в результате целенаправленной работы у детей повысился интерес к художественному конструированию.
Что касается мотивации, то следует отметить, что все дети смогли обосновать свой интерес к конструированию из бумаги и бросового материала.