Пискарева Кристина
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи.
Проблема развития и формирования речевого общения остается одной из наиболее актуальных, играя значительную роль в социализации детей, возникновению у них коммуникативных способностей и навыков.
Непременным условием для развития речи детей является общение со взрослыми, так как взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством: знаний, умений, культуры. Передать этот опыт возможно не иначе, как с помощью языка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Дети младшего дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в полном виде – понимание речи и активная речь – развиваются поэтапно постепенно.
В основе моего метода, направленного на развитие речи детей младшего дошкольного возраста лежит два принципа – принцип развития и принцип деятельности. Я взяла их за основу, ознакомившись с психолингвистическими и педагогическими исследованиями Н. И. Жинкина, Е. А. Стребелевой, Г. В. Грибановой.
Учитывая возможности детей младшего дошкольного возраста устанавливать разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие, причинно-следственные, я сделала упор в своей работе на обучение детей отражать их в речи через освоение всех грамматических форм. Основная задача метода помочь детям в освоении разговорной речи через воспитание умений : понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, впечатления, используя речевые средства.
Пронаблюдав и выявив интересы детей своей группы я начала использовать произведения фольклора для освоения детьми грамматического строя речи и пополнению их словаря. Ведь произведения фольклора наиболее просты и доступны для понимания детей, интересны им и вызывают эмоциональный отклик при их прочтении. Дети 3 лет не только на специально организованной образовательной деятельности, но и во время самостоятельной игровой любят повторять много раз сказанное воспитателем, имитируют его мимику, жест. Поэтому я стала вводить во все области непосредственной образовательной деятельности игры, режимные моменты поговорки, песенки – пестушки, потешки, приговорки. Даже объясняя игровую задачу, при постановке игровой мотивации используются строки из сказок или потешек, так как дети эмоционально активно переживают все, что происходит с героями сказок и потешек и более успешно осваивают основы связной речи, ее грамматического строя и в их словаре появляется большой объем произносимых ими слов.
При воспитании звуковой культуры речи мною так же используется устное народное творчество – дети вместе с героями потешек, сказок произносят чистоговорки, направленные на правильное произношение гласных и согласных звуков, передавая звуковой образ слова, с равным ритмом, в среднем темпе.
Например: «Саша, Колобок забыл свою песенку, спой ее медведю, чтобы он отпустил его». И после этого ребенок совместно со взрослым или самостоятельно поет песенку, стараясь правильно произносить звуки родного языка. Чтобы медведь понял его и отпустил Колобка.
А сейчас, во время введения инноваций в дошкольное образование и переход от занятий к непосредственной образовательной деятельности, решению игровых ситуаций предпочтение отдается интегративной образовательной деятельности, то есть слиянию нескольких образовательных областей воедино. Я, учитывая метод интеграции, ввожу в решение речевых задач игры – имитации (на основе песенок-потешек) – эти игры пополняют словарь детей, формируют основы монологической формы речи, а так же стимулируют ребенка на четкое, ритмичное произношение звуков родного языка. Приведу в пример игру-имитацию «Ехали», используемую мной во время проведения игр-занятий по областям «Коммуникация», «Социолизация».
В детский сад поехали
На лошадке ехали
(Дети шагают и «цокают» язычком)
На машине ехали
До угла доехали
(Руки ребенка «держат» и «крутят» руль)
Би-би, би-би!
Поездом мы ехали
До горы доехали
(Круговые движения согнутыми в локтях руками у корпуска)
Ту-ту, ту-ту!
Дальше поезд не идет
Нужно сесть в самолет
Нужно сесть в самолет
У-у-у, у-у-у
(Дети выпрямляют руки в стороны и выполняют наклоны)
Самолетом мы летели
Прямо к морю прилетели,
А на море пароход
Ребятишек очень ждет
(Дети крутят штурвал)
Гу-гу-гу, гу-гу-гу!
Пароходом плыли, плыли
Прямо к мостику приплыли.
А на мостике такси.
– В детский сад нас отвези.
Би-би-би, би-би-би
(Дети приседают, «нажимая на сигнал»).
Я считаю, что использование произведений фольклора, устного народного творчества в развитие речи детей младшего дошкольного возраста дает хорошие результаты.
Повторяя за воспитателем эти произведения, дети быстро и непринужденно осваивают те параметры речевого развития, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, словарь и основы связной речи в соответствии с образовательными стандартами. Мне хотелось бы, чтобы данная система развития речи детей младшего дошкольного возраста способствовала возникновению у детей тяги к самостоятельному познанию и размышлению, становлению умственных способностей и речи.
А сейчас я хочу показать примерное распределение материала на 1 квартал (сентябрь-ноябрь) в младшей группе – произведения фольклора введены во все режимные моменты.
Малыш просыпается после дневного сна, открывая глазки… Я предлагаю поиграть с ним в игру «добрый день!», где через повторение слов и фраз вы закрепляете знание малышом лица и умение отвечать на вопросы:
Игра «Добрый день!» (с использованием пестушки).
– Добрый день, глазки! Коснуться руками малыша, его глаз
Вы проснулись?
– Добрый день, щечки! Коснуться щек малыша
Вы проснулись?
– Добрый день, носик! Коснуться носика малыша
Вы проснулись?
– Добрый день, ротик! Коснуться губ малыша
Вы проснулись?
– Добрый день, ушки! Потереть ладонями уши малыша
Вы проснулись?
– Добрый день, солнце! Поднять руки вверх, похлопав в ладоши
Вы проснулись?
Так же закрепить знание о названиях частей тела малышу поможет пестушка под названием «Потягунюшки, порастунюшки».
Потягунюшки, порастунюшки!
Ротик – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.
Во время периода младшего дошкольного возраста очень быстро растет количество проговариваемых ребенком слов. Ребенок старается перейти от упрощенного к общеупотребительному называнию членов своей семьи, персонажей, народных сказок на картинках. Чтобы упражнять ребенка в назывании вышеперечисленных используется игра-забава и комплекс пальчиковой гимнастики с использованием песенок-потешек.
Игра-забава «Еду-еду…»
Еду-еду к бабе, к деду.
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке.
В старом лопаточке,
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму!
Бух!
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
А вот и вся моя семья!
В игре поочередно загибаются пальчики, а в конце комплекса раскрывается ладошка.
Во время выполнения водных закаливающих процедур используется пальчиковая игра «Ой, лады-лады» и потешка «Водичка-водичка». Через эти произведения ребенок усваивает глаголы, обозначающие наиболее частовстречающиеся действия.
Пальчиковая игра «Ой, лады-лады»
Ой, лады, лады, лады. Потирание ладошкой о ладошку.
Не боимся мы воды! Покачивание головой с отрицанием.
Чисто умываемся, Круговые движения ладонями по щекам.
Деткам (маме) улыбаемся! Разводятся руки в стороны,
улыбнуться друг другу.
Песенка-потешка «Водичка-водичка»
Водичка-водичка,
Умой мое личико.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб в роток – говорок,
А в голову – разумок.
Дети с удовольствием повторяют слова потешек, мы поощряем это стремление, тем более что ребенок с развитой мелкой моторикой раньше других охватывает больше количество произвосимых слов, составляет простые фразы.
Во время детских игр с посудой, работе с пластилином мы заводим разговор о наших верных помощниках – ладошках. Предлагаем детям игры, помогающие освоить существительные и глаголы, согласованные между собой. Игры тоже имеют в своей основе песенки-потешки.
Игра «Ладушки-ладошки»
Сделали ладошки, Подняв руки вверх, соединить ладони домиком.
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки, Хлопки в ладоши.
Ладушки-ладошки!
Наварили кашки, «Помешивание» ложкой
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки, Хлопки в ладоши.
Ладушки-ладошки,
Пожалели птичку, Поглаживание ладошек.
Погрозили кошке. Погрозить пальчиком.
Вот какие ладушки, Хлопки в ладоши.
Ладушки-ладошки.
Хлопали ладошки Хлопки в ладоши, выставляя ногу на «каблучок».
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки, Хлопки в ладоши.
Ладушки-ладошки.
Улеглись ладошки, Сложить ладошки под щекой.
Отдохнуть немножко.
Уморились ладушки
Ладушки-ладошки.
Игра «Сорока-сорока»
– Сорока-сорока, где была? Круговые движения пальцем по ладошке.
– Далеко!
– Кашу варила, деток кормила. Загибание пальчиков поочередно до мизинца.
– Этому дала и этому дала,
– Этому дала и этому дала.
– А этому не дала!
– Зачем дров не рубил! Погрозить мизинцу указательным пальцем другой руки.
– Зачем воду не носил!
В первых сюжетных играх и укладывание детей на дневной сон мы широко используем колыбельные – ведь испокон веков русский народ убаюкивал малышей их. Ребенок, используя их в повторении за взрослым, усваивает части речи, обозначающие названия животных; действия человека и животных; усваивает согласование этих частей речи с предлогами и наречиями.
Я считаю, что, используя произведения фольклора систематически и планомерно, мы воспитываем чуткую, гармонично развитую и творческую личность с яркой, интонационно выразительной речью, эстетическим вкусом и творческим мышлением.