Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора»

Пискарева Кристина
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи.

Проблема развития и формирования речевого общения остается одной из наиболее актуальных, играя значительную роль в социализации детей, возникновению у них коммуникативных способностей и навыков.

Непременным условием для развития речи детей является общение со взрослыми, так как взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством: знаний, умений, культуры. Передать этот опыт возможно не иначе, как с помощью языка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора“» размещена в разделах

Дети младшего дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в полном виде – понимание речи и активная речь – развиваются поэтапно постепенно.

В основе моего метода, направленного на развитие речи детей младшего дошкольного возраста лежит два принципа – принцип развития и принцип деятельности. Я взяла их за основу, ознакомившись с психолингвистическими и педагогическими исследованиями Н. И. Жинкина, Е. А. Стребелевой, Г. В. Грибановой.

Учитывая возможности детей младшего дошкольного возраста устанавливать разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие, причинно-следственные, я сделала упор в своей работе на обучение детей отражать их в речи через освоение всех грамматических форм. Основная задача метода помочь детям в освоении разговорной речи через воспитание умений : понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, впечатления, используя речевые средства.

Пронаблюдав и выявив интересы детей своей группы я начала использовать произведения фольклора для освоения детьми грамматического строя речи и пополнению их словаря. Ведь произведения фольклора наиболее просты и доступны для понимания детей, интересны им и вызывают эмоциональный отклик при их прочтении. Дети 3 лет не только на специально организованной образовательной деятельности, но и во время самостоятельной игровой любят повторять много раз сказанное воспитателем, имитируют его мимику, жест. Поэтому я стала вводить во все области непосредственной образовательной деятельности игры, режимные моменты поговорки, песенки – пестушки, потешки, приговорки. Даже объясняя игровую задачу, при постановке игровой мотивации используются строки из сказок или потешек, так как дети эмоционально активно переживают все, что происходит с героями сказок и потешек и более успешно осваивают основы связной речи, ее грамматического строя и в их словаре появляется большой объем произносимых ими слов.

При воспитании звуковой культуры речи мною так же используется устное народное творчество – дети вместе с героями потешек, сказок произносят чистоговорки, направленные на правильное произношение гласных и согласных звуков, передавая звуковой образ слова, с равным ритмом, в среднем темпе.

Например: «Саша, Колобок забыл свою песенку, спой ее медведю, чтобы он отпустил его». И после этого ребенок совместно со взрослым или самостоятельно поет песенку, стараясь правильно произносить звуки родного языка. Чтобы медведь понял его и отпустил Колобка.

А сейчас, во время введения инноваций в дошкольное образование и переход от занятий к непосредственной образовательной деятельности, решению игровых ситуаций предпочтение отдается интегративной образовательной деятельности, то есть слиянию нескольких образовательных областей воедино. Я, учитывая метод интеграции, ввожу в решение речевых задач игры – имитации (на основе песенок-потешек) – эти игры пополняют словарь детей, формируют основы монологической формы речи, а так же стимулируют ребенка на четкое, ритмичное произношение звуков родного языка. Приведу в пример игру-имитацию «Ехали», используемую мной во время проведения игр-занятий по областям «Коммуникация», «Социолизация».

В детский сад поехали

На лошадке ехали

(Дети шагают и «цокают» язычком)

На машине ехали

До угла доехали

(Руки ребенка «держат» и «крутят» руль)

Би-би, би-би!

Поездом мы ехали

До горы доехали

(Круговые движения согнутыми в локтях руками у корпуска)

Ту-ту, ту-ту!

Дальше поезд не идет

Нужно сесть в самолет

Нужно сесть в самолет

У-у-у, у-у-у

(Дети выпрямляют руки в стороны и выполняют наклоны)

Самолетом мы летели

Прямо к морю прилетели,

А на море пароход

Ребятишек очень ждет

(Дети крутят штурвал)

Гу-гу-гу, гу-гу-гу!

Пароходом плыли, плыли

Прямо к мостику приплыли.

А на мостике такси.

– В детский сад нас отвези.

Би-би-би, би-би-би

(Дети приседают, «нажимая на сигнал»).

Я считаю, что использование произведений фольклора, устного народного творчества в развитие речи детей младшего дошкольного возраста дает хорошие результаты.

Повторяя за воспитателем эти произведения, дети быстро и непринужденно осваивают те параметры речевого развития, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, словарь и основы связной речи в соответствии с образовательными стандартами. Мне хотелось бы, чтобы данная система развития речи детей младшего дошкольного возраста способствовала возникновению у детей тяги к самостоятельному познанию и размышлению, становлению умственных способностей и речи.

А сейчас я хочу показать примерное распределение материала на 1 квартал (сентябрь-ноябрь) в младшей группе – произведения фольклора введены во все режимные моменты.

Малыш просыпается после дневного сна, открывая глазки… Я предлагаю поиграть с ним в игру «добрый день!», где через повторение слов и фраз вы закрепляете знание малышом лица и умение отвечать на вопросы:

Игра «Добрый день!» (с использованием пестушки).

– Добрый день, глазки! Коснуться руками малыша, его глаз

Вы проснулись?

– Добрый день, щечки! Коснуться щек малыша

Вы проснулись?

– Добрый день, носик! Коснуться носика малыша

Вы проснулись?

– Добрый день, ротик! Коснуться губ малыша

Вы проснулись?

– Добрый день, ушки! Потереть ладонями уши малыша

Вы проснулись?

– Добрый день, солнце! Поднять руки вверх, похлопав в ладоши

Вы проснулись?

Так же закрепить знание о названиях частей тела малышу поможет пестушка под названием «Потягунюшки, порастунюшки».

Потягунюшки, порастунюшки!

Ротик – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки.

Во время периода младшего дошкольного возраста очень быстро растет количество проговариваемых ребенком слов. Ребенок старается перейти от упрощенного к общеупотребительному называнию членов своей семьи, персонажей, народных сказок на картинках. Чтобы упражнять ребенка в назывании вышеперечисленных используется игра-забава и комплекс пальчиковой гимнастики с использованием песенок-потешек.

Игра-забава «Еду-еду…»

Еду-еду к бабе, к деду.

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дорожке,

На одной ножке.

В старом лопаточке,

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму!

Бух!

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

А вот и вся моя семья!

В игре поочередно загибаются пальчики, а в конце комплекса раскрывается ладошка.

Во время выполнения водных закаливающих процедур используется пальчиковая игра «Ой, лады-лады» и потешка «Водичка-водичка». Через эти произведения ребенок усваивает глаголы, обозначающие наиболее частовстречающиеся действия.

Пальчиковая игра «Ой, лады-лады»

Ой, лады, лады, лады. Потирание ладошкой о ладошку.

Не боимся мы воды! Покачивание головой с отрицанием.

Чисто умываемся, Круговые движения ладонями по щекам.

Деткам (маме) улыбаемся! Разводятся руки в стороны,

улыбнуться друг другу.

Песенка-потешка «Водичка-водичка»

Водичка-водичка,

Умой мое личико.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок,

Чтоб в роток – говорок,

А в голову – разумок.

Дети с удовольствием повторяют слова потешек, мы поощряем это стремление, тем более что ребенок с развитой мелкой моторикой раньше других охватывает больше количество произвосимых слов, составляет простые фразы.

Во время детских игр с посудой, работе с пластилином мы заводим разговор о наших верных помощниках – ладошках. Предлагаем детям игры, помогающие освоить существительные и глаголы, согласованные между собой. Игры тоже имеют в своей основе песенки-потешки.

Игра «Ладушки-ладошки»

Сделали ладошки, Подняв руки вверх, соединить ладони домиком.

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки, Хлопки в ладоши.

Ладушки-ладошки!

Наварили кашки, «Помешивание» ложкой

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки, Хлопки в ладоши.

Ладушки-ладошки,

Пожалели птичку, Поглаживание ладошек.

Погрозили кошке. Погрозить пальчиком.

Вот какие ладушки, Хлопки в ладоши.

Ладушки-ладошки.

Хлопали ладошки Хлопки в ладоши, выставляя ногу на «каблучок».

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки, Хлопки в ладоши.

Ладушки-ладошки.

Улеглись ладошки, Сложить ладошки под щекой.

Отдохнуть немножко.

Уморились ладушки

Ладушки-ладошки.

Игра «Сорока-сорока»

– Сорока-сорока, где была? Круговые движения пальцем по ладошке.

– Далеко!

– Кашу варила, деток кормила. Загибание пальчиков поочередно до мизинца.

– Этому дала и этому дала,

– Этому дала и этому дала.

– А этому не дала!

– Зачем дров не рубил! Погрозить мизинцу указательным пальцем другой руки.

– Зачем воду не носил!

В первых сюжетных играх и укладывание детей на дневной сон мы широко используем колыбельные – ведь испокон веков русский народ убаюкивал малышей их. Ребенок, используя их в повторении за взрослым, усваивает части речи, обозначающие названия животных; действия человека и животных; усваивает согласование этих частей речи с предлогами и наречиями.

Я считаю, что, используя произведения фольклора систематически и планомерно, мы воспитываем чуткую, гармонично развитую и творческую личность с яркой, интонационно выразительной речью, эстетическим вкусом и творческим мышлением.

Публикации по теме:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опытаВлияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Речь начинает активно формироваться.

Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста»Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Доклад на тему «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Чем богаче и правильнее речь ребенка,.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Слайд 2 «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора» Мы, педагоги с тревогой замечаем, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они.

Консультация: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами литературно-художественных произведений» Развитие речи детей - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности.

План работы по самообразованию: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (калмыцкого и русского) Тема самообразования: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (русского калмыцкого). Цель: повышение своего.

План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: " Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста. Свою работу по развитию.

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» В раннем детстве ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора»
Опубликовано: 28 августа 2019 в 21:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Пискарева Кристина (УИ 1826292) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД