Получи документы

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Юлия
Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов на тему :

«Влияние фольклора на развитие связной речи детей

младшего дошкольного возраста»

Публикация «Консультация для педагогов „Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания. Самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Многое в нем создавалось, специально для детей. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, которые забавляют и учат маленького ребенка.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил русский педагог К. Д. Ушинский. А. П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание малышей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, пословиц, песенок вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию связной диалогической (разговорной) речи.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать :

фонематический слух

грамматический строй речи

звуковую культуру речи.

обогащать словарь

Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.

звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Знакомя детей с потешками «Курочка - Рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - Мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением А. Барто «Кто как кричит» воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Произведения народного творчества это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. В наше время, когда вопросы нравственно-эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. В это время у ребё нка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни в дошкольном возрасте эстетического восприятия художественной литературы.

Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие связной речи детей неоспоримо.

Прибаутки используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время физкультурной деятельности показывая движения, проговариваем «Большие ноги шагают по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке».

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

28 2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений. 3. Воспитывать любовь к художественной литературе. Фольклорные Задачи Совместная Образовательна произведения деятельность взрослого я деятельность и детей в режимных моментах Русские народные сказки. «Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» Загадки. «Квохче т, квохчет», «С хозяином дружит», «Острые ушки», «Хвост с узорами». 1. Воспитывать 1. Интеграция 1. Чтение любовь к художественной литературе. 2. Развивать артикуляционны й аппарат, речевое дыхание. 3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению. 1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных. 2. Учить детей образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая» 2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Колобок» с использованием театральных кукол бибабо. 1. Использование загадок. 2. Разгадывание загадок по описанию. сказок. 2. Рассматриван ие картинок с изображением персонажей по сказкам. 1. Рассматриван ие картинок с изображением персонажей загадок. 2. Рассматриван ие домашних отгадывать животных на загадки. «русском подворье» Потешки. 1. Познакомить 1. Беседа о потешках 1. л козлик детей с новыми 2. Конспект «Уж как я Дидактическая погулять», потешками. свою коровушку игра «Чьи «Рано рано по 2. Привлекать люблю» -рисование детки». утру пастушок ту детей к травки для коровушки 2. ру ру», рассказыванию (коллективная работа) Использование «Идет коза потешек. 3. Физкультминутка. потешек в рогатая». 3. Обогощать 4. Создание мини - режимных «Петушок, словарный запас книжки по любой моментах. петушок» фольклорной потешке всей семьёй. лексикой (плетень, вечерок) Интегрированное занятие «Петушок, петушок, золотой гребешок» Занятие «Загадки, потешки, заклички, поговорки» Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек. 2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения. 3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях. Фольклорные Задачи Совместная Образовательна произведения деятельность взрослого я деятельность

Заклички. «Солн ышко, солнышко», «солнышко вёдрышко» «Дождик, дождик», «Радуга-дуга». Поговорки «Апрель с водой, а май с травой», «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет все поспеет».

Потешки «Ой, веснакрасна», «Божья коровка», 1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить. 2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички. 1. Познакомить детей с поговорками. 1. Познакомить с новыми потешками. 2. Закрепить и детей в режимных моментах 1. Беседа о закличках 2. Совместное рисование по закличке «Дождик, дождик. веселей.» 3. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап». 4. Обыгрывание закличек на музыкальных инструментах. Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий. 1. Интеграция образовательных областей «Художественно - 1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы. 2. Игра «Солнечный зайчик». 3. Рисование на песке дождика. 4. Рисование дождика на манке пальчиками. 1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений. 1. Исполнение потешек на прогулке. 2. Рассматриван

31 «Дождик, умение эстетическая» и ие дождик», «Весна, использовать «Речевая» «В гости к иллюстраций весна потешки в Хозяюшке». по теме «Весна красивая!» определенной 2. Рисование весенней красна!». ситуации. лужайки (коллективная 3. Вызвать работа). положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

Перспективный план работы с родителями «Использование фольклора в Анкетирование сентябрь семейном воспитании» 2 Выставка книг с различными жанрами фольклора «Читаем вместе с детьми» Беседа сентябрь 3 «Знакомьте детей с народным фольклором» Консультация сентябрь 4 «Любимые книги для ребёнка от года до трёх лет» «Родители книги ребёнок» 5. Пополнение развивающей среды в группе настольный театр «Колобок». Папка передвижка Памятка Совместная деятельность родителей и детей октябрь, ноябрь октябрь, ноябрь 6. «Баю-баюшки-баю» (Как укладывать ребенка спать). Консультация октябрь, ноябрь 7. «Фольклор в вашей семье» Родительское декабрь собрание 8. «Использование пальчиковых игр в развитии речи детей». Консультация декабрь «Как научить играть в Рекомендация пальчиковые игры» 9. «Весёлые загадки» Создание мини книг. «Весёлый фольклор» Буклет «Любимая потешка» Картотека потешек

Таким образом, фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно.

Следует отметить, что качественное развитие речи детей раннего возраста невозможно в одностороннем порядке. Помимо групповых занятий в детском саду, необходима систематическая индивидуальная речевая работа с ребёнком дома. В связи с этим крайне важно тесное сотрудничество между родителями и воспитателями детского сада. Такое взаимодействие окажет положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к произведениям устного народного творчества, как средству развития речи.

Необходимо помнить, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

Консультация для педагогов ДОУ Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста Консультация для педагогов ДОУ Программа детского сада предусматривает обучение дошкольников диалогической и монологической речи. Работа.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Слайд 2 «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Что такое связная речь? Связная речь - смысловое.

Консультация для родителей «Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста» Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста Работа со сказкой для ребенка дошкольного возраста – это ответственный этап.

Консультация для родителей «Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №368 «Лосиный остров» Подготовила: Воспитатель Сергеева Ю. Ю.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста. Свою работу по развитию.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Что такое связная речь? Связная речь - смысловое.

Самообразование «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» Тема : «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста». Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений,.

Консультация для педагогов ДОУ «ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка» Консультация для педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 апреля 2019 в 07:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД