Юлия
Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему :
«Влияние фольклора на развитие связной речи детей
младшего дошкольного возраста»
Публикация «Консультация для педагогов „Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания. Самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.
Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Многое в нем создавалось, специально для детей. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, которые забавляют и учат маленького ребенка.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил русский педагог К. Д. Ушинский. А. П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание малышей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, пословиц, песенок вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию связной диалогической (разговорной) речи.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать :
фонематический слух
грамматический строй речи
звуковую культуру речи.
обогащать словарь
Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.
звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Знакомя детей с потешками «Курочка - Рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - Мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением А. Барто «Кто как кричит» воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Произведения народного творчества это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. В наше время, когда вопросы нравственно-эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. В это время у ребё нка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни в дошкольном возрасте эстетического восприятия художественной литературы.
Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие связной речи детей неоспоримо.
Прибаутки используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время физкультурной деятельности показывая движения, проговариваем «Большие ноги шагают по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке».
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
28 2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений. 3. Воспитывать любовь к художественной литературе. Фольклорные Задачи Совместная Образовательна произведения деятельность взрослого я деятельность и детей в режимных моментах Русские народные сказки. «Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» Загадки. «Квохче т, квохчет», «С хозяином дружит», «Острые ушки», «Хвост с узорами». 1. Воспитывать 1. Интеграция 1. Чтение любовь к художественной литературе. 2. Развивать артикуляционны й аппарат, речевое дыхание. 3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению. 1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных. 2. Учить детей образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая» 2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Колобок» с использованием театральных кукол бибабо. 1. Использование загадок. 2. Разгадывание загадок по описанию. сказок. 2. Рассматриван ие картинок с изображением персонажей по сказкам. 1. Рассматриван ие картинок с изображением персонажей загадок. 2. Рассматриван ие домашних отгадывать животных на загадки. «русском подворье» Потешки. 1. Познакомить 1. Беседа о потешках 1. л козлик детей с новыми 2. Конспект «Уж как я Дидактическая погулять», потешками. свою коровушку игра «Чьи «Рано рано по 2. Привлекать люблю» -рисование детки». утру пастушок ту детей к травки для коровушки 2. ру ру», рассказыванию (коллективная работа) Использование «Идет коза потешек. 3. Физкультминутка. потешек в рогатая». 3. Обогощать 4. Создание мини - режимных «Петушок, словарный запас книжки по любой моментах. петушок» фольклорной потешке всей семьёй. лексикой (плетень, вечерок) Интегрированное занятие «Петушок, петушок, золотой гребешок» Занятие «Загадки, потешки, заклички, поговорки» Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек. 2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения. 3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях. Фольклорные Задачи Совместная Образовательна произведения деятельность взрослого я деятельность
Заклички. «Солн ышко, солнышко», «солнышко вёдрышко» «Дождик, дождик», «Радуга-дуга». Поговорки «Апрель с водой, а май с травой», «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет все поспеет».
Потешки «Ой, веснакрасна», «Божья коровка», 1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить. 2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички. 1. Познакомить детей с поговорками. 1. Познакомить с новыми потешками. 2. Закрепить и детей в режимных моментах 1. Беседа о закличках 2. Совместное рисование по закличке «Дождик, дождик. веселей.» 3. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап». 4. Обыгрывание закличек на музыкальных инструментах. Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий. 1. Интеграция образовательных областей «Художественно - 1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы. 2. Игра «Солнечный зайчик». 3. Рисование на песке дождика. 4. Рисование дождика на манке пальчиками. 1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений. 1. Исполнение потешек на прогулке. 2. Рассматриван
31 «Дождик, умение эстетическая» и ие дождик», «Весна, использовать «Речевая» «В гости к иллюстраций весна потешки в Хозяюшке». по теме «Весна красивая!» определенной 2. Рисование весенней красна!». ситуации. лужайки (коллективная 3. Вызвать работа). положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.
Перспективный план работы с родителями «Использование фольклора в Анкетирование сентябрь семейном воспитании» 2 Выставка книг с различными жанрами фольклора «Читаем вместе с детьми» Беседа сентябрь 3 «Знакомьте детей с народным фольклором» Консультация сентябрь 4 «Любимые книги для ребёнка от года до трёх лет» «Родители книги ребёнок» 5. Пополнение развивающей среды в группе настольный театр «Колобок». Папка передвижка Памятка Совместная деятельность родителей и детей октябрь, ноябрь октябрь, ноябрь 6. «Баю-баюшки-баю» (Как укладывать ребенка спать). Консультация октябрь, ноябрь 7. «Фольклор в вашей семье» Родительское декабрь собрание 8. «Использование пальчиковых игр в развитии речи детей». Консультация декабрь «Как научить играть в Рекомендация пальчиковые игры» 9. «Весёлые загадки» Создание мини книг. «Весёлый фольклор» Буклет «Любимая потешка» Картотека потешек
Таким образом, фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно.
Следует отметить, что качественное развитие речи детей раннего возраста невозможно в одностороннем порядке. Помимо групповых занятий в детском саду, необходима систематическая индивидуальная речевая работа с ребёнком дома. В связи с этим крайне важно тесное сотрудничество между родителями и воспитателями детского сада. Такое взаимодействие окажет положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к произведениям устного народного творчества, как средству развития речи.
Необходимо помнить, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.