Марина Ермоленко
Развитие речевой деятельности детей через различные формы и приемы обучения
▼ Скачать + Заказать документы
ечь и детям, и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родители должны знать, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях должно быть на первом месте.
Публикация «Развитие речевой деятельности детей через различные формы и приемы обучения» размещена в разделах
Развитие речи детей дошкольного возраста должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным запасом. К сожалению, не все дети это осваивают. В моей группе есть ребята с речевыми дисфункциями и их больше половины. Поэтому, еще со второй младшей группы, основной упор при работе с ними мы делаем на формирование речи. Формирование речи таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми. Что бы их речь могли понять.
Наши занятия направлены на развитие сенсорных ощущений, мелкой и крупной моторики, координации движений. Каждый день воспитатели работают над обогащением активного словарного запаса ребенка, развитием фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах. Фонетически неправильная речь препятствует общению ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, поэтому у них имеется речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость, резко обнаруживается неуверенность в своих знаниях. Эти личностные черты усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, снижают и без того слабую любознательность, не способствуют появлению новых интересов. Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.
С помощью различных форм и упражнений мы помогаем детям решать эту проблему. Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.
Вот некоторые упражнения на развитие речи, которые можно использовать в детском саду и дома:
• ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики:
- Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветриваемом помещении;
- При выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка (1-й признак утомления – зевота – симптом кислородной недостаточности);
- При выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребёнка (плечи расправлены, ноги, руки спокойны);
- При выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею. Следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;
- Полезно некоторые упражнения, особенно начального периода выполнять перед зеркалом, визуально контролируя правильность дыхания;
- Дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений должен быть лёгким – вата, бумага, поролон, и т. д. ;
Я сейчас приведу примеры самых простых и любимых детьми упражнений:
«Лети, бабочка!»
«Мыльные пузыри»
Упражнение «Буль-буль»
«Футбол»
«Кто быстрее?»
• АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений. Артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!
Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат.
Вот и некоторые упражнения, которые любят выполнять наши детки. А самое главное, что выполнение этих упражнений доставляют детям только положительные эмоции!
«Бегемот»
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем.
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
«Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
«Слоник»
Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.
«Часики»
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так.
• ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ
“Ум ребенка находится на кончиках его пальцах”, – писал В. А. Сухомлинский. Что дает пальчиковая гимнастика:
- Развитие мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи. Движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Делая массаж пальчиков, рассказывая эмоционально стишки, вы будете способствовать стимулировать речевое развитие вашего ребенка, а также формировать правильное звукопроизношение.
- Развитие координации движения, улучшение памяти и внимания.
- Подготовку к письму.
- Развитие творческих и умственных способностей.
Сосновая, еловая шишка - это лучший массажер, подаренный нам матушкой-природой. Они имеют приятный аромат, эффект фитотерапии и не вызывают отрицательных эмоций.
Перекатывание шишек между ладонями.
Упражнения можно сопровождать веселыми, короткими стихами.
Сжимание и разжимание шишек.
Упражнение можно проводить двумя руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.
Круговые движения сосновой шишкой между ладонями
(лучше раскрывшейся шишкой)
Как ёжик колется сосна,
Её мне шишка не страшна.
Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно.
Перебрасывание шишек друг другу.
• Для развития артикуляции хорошо проговаривать звукоподражательные слова, имитировать голоса животных, логопедические песенки.
• Для улучшения дикции подойдут стишки с определенной группой звуков, чистоговорки, упражнения, где ребенок должен закончить слово.
• Очень любят дети проговаривать стишки с определенной группой звуков.
С детьми 5-6 лет можно петь логопедические песенки с чередованием парных согласных : С — З, Ш — Ж, Р — Л, Г — К, П — Б, Т — Д.
Большую помощь в составлении рассказов о себе, описание животного, рассказать о профессиях и т. п. оказывают алгоритмы и мнемотаблицы, с которыми дети работают с большим удовольствием.
В заключении, хотелось бы дать некоторые рекомендации по работе с детьми с речевыми нарушениями :
- Нельзя фиксировать внимание на дефекте речи ребенка, нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка. Он не должен чувствовать себя обиженным, ущемленным.
- Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко.
- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.