Светлана Макарова
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время у значительной части детей дошкольного возраста наблюдается слабое развитие зрительно-двигательных связей, недостаточное развитие тонкой моторики и графических навыков. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, также показывает, что у многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Темочки:
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
С целью своевременной выработки у детей тонкой моторики, точной координации, ловкости, освоение предметной деятельностью, быстрого и правильного развития навыка письма необходимо использовать развивающие упражнения и задания. Эти упражнения можно выполнять на групповых и индивидуальных занятиях. Перед началом выполнения заданий в тетради, во время прогулки, совместной деятельности дошкольников учим определять пространственные признаки на реальных предметах, таких как дверь, веранда, шкаф, окно и т. д. (верх, низ, правая и левая стороны, соответствующие углы и т. д., затем определять и обозначать пространственные признаке на листе бумаги. Для этого используем дидактические игры «Молчаливая страница», «Идём в гости» и т. д. Очень интересные и разнообразные упражнения представлены в пособии Н. В. Овсяник «Занимательные упражнения по подготовке ребёнка к письму». Эти упражнения развивают и совершенствуют точные движения всех звеньев руки, плеча, предплечья, кистей и пальцев рук.
Точность графических действий обеспечивается за счёт мышечного контроля над мелкой моторикой рук. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребёнок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Для формирования у ребёнка графических навыков используем систему специальных упражнений: графический диктант. Для их проведения применяем пособие В. Т. Голубь «Графические диктанты». В этом пособии имеются следующие задания:
• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
• рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
• выполнение штриховок: с различным направлением движения рук, силуэтных штриховок;
• копирование рисунка.
Разнообразные упражнения и задания имеются в пособии Е. А. Солнцевой, Т. В. Беловой «2000 упражнений для развития общей и мелкой моторики». Также используем в работе разнообразные игры – шнуровки, проводим самомассаж подушечек пальцев, пальчиковую гимнастику и т. д.
Упражнения с пальцами рук используем разных вариантов: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них, с использованием мультемедийных презентаций и т. д. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких – либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Однако, при регулярном использовании в работе с детьми они обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Интересный материал имеется в пособии О. Крупенчук «Развиваем мелкую моторику». Это упражнения на освоение действий с предметами. С этой целью используем также массажные мячи, простые карандаши, цветные скрепки, счётные палочки, пуговицы, природный материал (шишки, грецкие орехи, жёлуди и т. д.).
Взаимодействие с родителями является важнейшим условием работы по развитию мелкой моторики и графических навыков. Родителям дошкольников рекомендуем следующие виды упражнений:
• игра с пуговицами разного цвета и размера учит ребенка выкладывать рисунок по схеме, обследовать и анализировать зрительно-осязательным способом, а также строить высказывания;
• работа с природным материалом укрепляет мелкие мышцы, развивает творчество, диалогическую речь, умение отвечать и задавать вопросы;
• игра с крупами стимулирует развитие чувственного восприятия;
• игры с бросовым материалом развивают мускулатуру пальцев рук, а также знакомят с многозначными словами;
• игра со счетными палочками формирует пространственно-образное мышление, развивает память, речь.
• мозаика, конструктор способствуют обогащению словаря, развитию моторики пальцев рук и координации движения руки;
• плетение способствует развитию глазомера, координации движения пальцев, оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости;
• лепка из пластилина способствуют развитию воображения, координации движения пальцев рук.
Таким образом, выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений, готовит руку к письму. При этом сразу же с первых занятий в тетради обучаем ребёнка правильным приё мам действия: вести линию сверху вниз, слева направо, уметь выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги. Обращаем внимание на правильность посадки за столом. Данная работа должна иметь системный характер.