Альфира Абдулгазиева
Консультация для воспитателей «Приобщение детей раннего возраста к чтению художественных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Подготовила: Абдулгазиева Альфира Уразалиевна
Книга в жизни ребенка играет большую роль. С самого раннего возраста ребенок слышит различные песенки, потешки, прибаутки. А сказки, услышанные ребенком, оставляет незабываемые впечатления и эмоции в детской душе.
В дошкольном возрасте закладываются основы нравственного и духовного развития и книга-лучшее средство, благоприятно влияющее на развитие ребенка. В этом периоде ребенок стремится подражать героям, стремится быть на них похожим. Ребенок знакомится с поступками, как детей так и взрослых, учится их анализировать, делает определенные выводы. Хорошая книга вводит ребенка в мир художественных образов, дает наиболее сильные впечатления прекрасном.
Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение детей раннего возраста к чтению художественных произведений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Неповторимый языковой образ привлекает своей образностью и яркостью. Правильный подбор книг оказывает влияние на становление личности ребенка, формирование его духовных ценностей.
В круг детского чтения необходимо включать разнообразные по темам и жанрам литературные произведения : прозу, произведения устного народного творчества авторские рассказы и сказки (загадки, потешки, песенки). Принцип жанрового и тематического разнообразия позволяет раскрыть детям многогранность мира, в котором они живут многообразие интересов и дел современных людей.
Устное народное творчество- источник мудрости и вдохновения для многих поколений. Главной особенностью является то, что русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – песенки, потешки, прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, сказки.
Но не все формы устного народного творчества целесообразно использовать с детьми раннего возраста. Одной из форм устного народного творчества, которая интересна в работе с детьми раннего возраста является пестушки и потешки. Пестушки получили своё название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребёнка при пестовании.
А в ножки - ходунушки,
А в ручки - хватунушки,
А в роток – говорок,
А в голову – разумок.
Пестушки сопровождаются всегда тактильным прикосновением Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение. Разные пестушки используют на разных возрастных этапах. В основном – это в раннем возрасте. Когда ребенок начинает ставать на ножки, используется пестушка, в которой поощпоощряется желание ребенка стоять на земле-матушке, позже, когда ребенок, делает первые шаги, используется другого сожержаня пестушка
В пестушке часто присутствует и педагогическое наставление: в трудолюбии, доброте, дружелюбии. При этом слова сопровождаются движениями рук, ног. Например: «Сорока-сорока».
Интересной формой усоного народного творчества являются прибаутки. В основе прибауток лежит элемент благопожелания: «Вырастешь - будешь молодцом, мастером петь и искусным танцором», «Добрые руки пусть делают добрые дела».
Большое значение при ознакомлении с русской народной культурой имеют заклички и приговорки.
Заклички -это небольшие песенки, предназначенные для распевания, имитирующий крестьянский труд. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и собраны особые переживания и восхищения природным явлениям.
Матушка - репка,
Удалась крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
Секи, секи дождь,
На Бабину рожь,
На дедово семя –
Чтоб взошло вовремя.
Приговорки – это формы устного народного творчества, где отражается вера во всемогущие силы земли, неба и воды.
Ветер, ветер, ветерцо.
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в спину.
Колыбельная песня – величайшее завоевание народной педагогики. Она нераздельно соединена с практикой воспитания детей, именно в том самом нежном возрасте, когда ребёнок - ещё беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности. Колыбельная песня складывались веками, в ней – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения.
Назначение колыбельных песен - убаюкивать, усыпить ребёнка. Эти народные поэтические произведения интересны тем, что демонстрируют всеобщую любовь к детям. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви. Детям, лежащим в колыбели, слова песни ещё непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждает их душу и сердце, готовит почву, создаёт благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий
Таким образом, использование устного народного творчества с детьми раннего возраста решает многие задачи воспитательно-образовательного процесса. Оно является не только средством развития ребенка, но и нравственно-эстетического. Позволяет увидеть могущество русского народа, красоту и образность его языка, сформировать представления об окружающем мире.