валентина муравьёва
Консультация для воспитателей «Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятия предметно – развивающая среда
Термин «среда» рассматривается в 2-х значениях:
макросреда, как общественно-экономическая система в целом (производительные силы, совокупность производственных отношений и социальных институтов, сознание, религия и культура данного общества);
микросреда, как непосредственное социальное окружение человека (семья, коллективы и группы различных уровней).
Публикация «Консультация для воспитателей „Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
С позиций психологического контекста, «развивающая среда» — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Проблемы в организации предметно-развивающей среды
На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделяется ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.).
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании, что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.
8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол, технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр, а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30384
Вступил в силу 01 января 2014 г.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
(пункт 3.3)
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно:
в сферах социально-коммуникативного,
познавательного,
речевого,
художественно-эстетического
физического развития личности детей
на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям
Принципы построения ПРС
содержательной насыщенности
трансформируемости
полифункциональности
вариативности
доступности
безопасности
ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Особенности возраста:
Принцип гибкого зонирования среды
- активное познание окружающего мир Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.
При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого зонирования (центрирования). Это позволит детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности: двигательной, музыкальной, продуктивной, игрой, экспериментированием и пр.
Возможность трансформации пространства помещений.
Среда должна представлять единый комплекс – цветовой, звуковой, кинестетической модальности.
Функциональное назначение предметно-развивающей среды
Для взрослых:
Реализация содержания образовательной программы.
Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
Организует деятельности детей.
Влияет на воспитательный процесс.
Для детей:
Удовлетворение потребности в деятельности, познании.
Ориентировка в окружающем.
Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Источник становления субъектного опыта ребенка.
Развитие инициативы, воображения, творчества.
Среда для развития всех специфических детских видов деятельности.
Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.
Рекомендации по конструированию оптимальных моделей предметно-развивающей среды для детей 2 – 3 лет в детском саду
Особенности возраста:
- активное познание окружающего мира
- освоение «орудийных» способов действий в быту, игре
- овладение активной речью
- появление сюжетно-отобразительной игры.
Интерьер. Обстановка позиционируется как комфортная и безопасная. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении.
Игрушки. Разнообразные, разнофункциональные: для развития движений – тележки, обручи, мячи; для развития мелких движений пальцев рук – пирамидки, разборные игрушки, мозаика, лото; для развития и совершенствования детской речи – книги, картинки; развитие в игровой деятельности – куклы, машины, строительный материал; эстетическое развитие, изобразительная деятельность - карандаши, пластилин, краски и т. д.
Размещение материалов для сюжетных игр. В групповой комнате необходимо выделить место для сюжетных игр. В данном месте располагается оборудование, игрушки и материалы (на стеллажах) для развертывания сюжетных игр на разную тематику. Для обогащения сюжетных игр можно использовать макеты из игрушек (например, зимний сюжет: куклы делают снежную бабу, катаются с горок на санках, лыжах).
Самостоятельная деятельность. Особое место занимают игры со строительным материалом. Поэтому, в группе должны быть разные наборы строительных материалов (форма, величина). + простые конструкторы.
Экспериментирование. Центр воды и песка. Расположение – удобно убирать, удобно подходить со всех сторон. Материалы: непромокаемые фартуки, формочки, моющиеся мелкие игрушки, набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачки, разноцветные пластиковые мячи, камушки, ракушки и пр., совочки, разные формочки, некрупные игрушки для закапывания, грабельки, щеточки, сита.
Центр развивающих игр. Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Пирамидки (2-2,5 года – 6-8 колец, 2,5-3 года – 8-10(12) колец, парные картинки, лото, разрезные картинки (4-8 частей, пазлы, кубики (2-2,5 года – 2-4 части, 2,5-3года – до 9 частей, матрешки (2-2,5 года – 3-5-ти местные, 2,5-3 года – 5-7-местные, геометрическая мозаика, мягкие конструкторы.
! У малышей быстро падает интерес к одному и тому же материалу, поэтому игровые материалы и игрушки необходимо менять, чередовать.