Кливиткина Вера Николаевна
Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему
«Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
Слайд 2.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.
Публикация «Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Слайд 3.
Социальный мир, окружающий ребёнка, наполнен разнообразным содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен – все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.
В дошкольном образовательном учреждении этот мир представляет развивающая предметно – пространственная среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой у детей формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность, приобретается опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Слайд 4.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, т. к. в ФГОС дошкольного образования одним из условий реализации основной образовательной программы определена развивающая предметно-пространственная среда. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства всех помещений детского сада, а также территории, прилегающей или находящейся на небольшом удалении, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Слайд 5.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Слайд 6.
Насыщенность среды предполагает : разнообразие материалов, игрового оборудования, инвентаря в группе. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность среды предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).
Слайд 7.
Трансформируемость среды обеспечивает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.
Слайд 8.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды обеспечивает безопасность всех участников образовательных отношений, соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду это сложная, многоплановая, высокотворческая, профессиональная деятельность всех педагогов ДОУ.
Слайд 9.
При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие принципы.
• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.
• Принцип активности, самостоятельности, творчества – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
• Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
• Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
• Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
• Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
• Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
• Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.
Построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.
Слайд 10.
Следовательно, развивающая предметно-пространственная среда — это поле социальной и культурной деятельности ребёнка, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Проведенный анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды на предмет соответствия требованиям ФГОС дошкольного образования в нашем детском саду показал, что она соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения, обеспечивает безопасность всех участников образовательных отношений.
Слайд 11.
Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, позволяет осуществлять гендерный подход в образовании. В группах имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Слайд 12.
Вариативность среды групп обеспечивает периодическую сменяемость дидактических игр, иллюстративного материала в природном уголке, художественной литературы в книжных уголках, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.
Слайд 13.
Воспитанникам доступны все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, обеспечивается свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности. Игровому материалу и оборудованию, мебели обеспечивается исправность и сохранность.
Слайд 14.
Построение развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на их саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого.
Мы сделали вывод, что среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Но хочется отметить, что развивающая предметно-пространственная среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.
Слайд 15.
Слайд 16.
Организуя развивающую предметно-пространственную среду, наши воспитатели стараются, чтобы каждый её компонент был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, разными видами деятельности, стимулирующими развитие мышления, воображения, фантазии, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
Слайд 17.
Слайд 18.
Воспитатели постоянно работают над преобразованием предметной среды в группах, вносят изменения и дополнения в уже имеющееся зонирование среды. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием «семейных традиций», достраиванием некоторых деталей интерьера детьми и их родителями. В оформлении группы используются совместные творческие работы, поделки, дидактические пособия и игры, изготовленные воспитателями и родителями. Использование различных компонентов среды (игры-самоделки, книжки-самоделки, мини-музеи, выставки, макеты, самодельные музыкальные инструменты, уголок забытых вещей, детские коллекции, творческие мастерские, мини-лаборатории, панно, стенды, фото- и стенгазеты и др.) в оформлении развивающей предметно-пространственной среды, идеи педагогов по организации предметной среды позволяют сделать помещение каждой возрастной группы и раздевалки неповторимой, отличной от других, и в тоже время соблюдать все ранее перечисленные обязательные принципы построения предметной среды.
Слайд 19.
Слайд 20
Воспитатели активно взаимодействуют с семьёй в создании развивающей предметно-пространственной среды, привлекая их к участию в различных конкурсах, выставках, проектах. Потом экспонаты воспитатели используют в оформлении группы и в работе с детьми. Эти предметы привлекают внимание детей, учат фантазировать, стимулируют придумывать новое.
Слайд 21
Для успешной реализации ФГОС дошкольного образования приобретены следующие комплекты игровых средств «Говори правильно», «Движение-2», «Речь, движение, творчество», комплект обучения основам поведения на дорогах, экспериментальная лаборатория «Дошколёнок». Данные комплекты игровых средств включают различные дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте, оборудование для организации театральной деятельности, наборы детских музыкальных инструментов, физкультурное оборудование (мячи, скакалки, гимнастические палки, массажные дорожки, обручи и др). Воспитатели используют как при организации организованной образовательной деятельности, так и дети – в самостоятельной деятельности.
Слайд 22.
ФГОС дошкольного образования предусматривает использование в работе с детьми различных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. Используя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику дошкольного образования, мы обеспечим преемственность дошкольного и начального общего образования, адаптируем ребёнка к жизни в информационном обществе. В связи с этим мы приобрели видеопроектор и проецируемый экран для использования в работе с детьми.
Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя не только помещения ДОУ, но и территорию. Благоустройство территории, содержание и оборудование прогулочных участков должно служить решению образовательных и развивающих задач.
Слайд 23.
Слайд 24
Стены прогулочных веранд красочно оформлены и изображают разные природные зоны. Расположение оборудования и малых форм на прогулочных способствует оптимальной организации двигательной активности детей. Яркие краски малых форм привлекают детей, способствуют организации игровой деятельности.
Слайд 25.
Слайд 26
Летом территорию детского сада украшают цветочные клумбы, необычные композиции. Воспитатели вместе с детьми работают на огороде.
Слайд 27.
В зимний период на прогулочных участках располагаются снежные постройки, которые не только эстетически радуют детей и родителей, но и функциональны для развития двигательной активности детей. На территории располагаются кормушки для птиц.
Слайд 28.
Организованная таким образом развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, оказывает влияние на развитие таких интегративных качеств, как инициативность, самостоятельность, любознательность, общительность, творчество. Развивающая образовательная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательных отношений : педагогов, детей и родителей.