Ольга Гущина
Опыт работы «Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯутвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Публикация «Опыт работы „Построение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
4. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
5. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
6. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Содержательно – насыщенная среда предполагает:Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
Полифункциональная среда предполагает:Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)
Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости:1. От образовательной ситуации
2. От меняющихся интересов детей
3. От возможностей детей
Вариативная среда предполагает:
Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную и исследовательскую активность детей
Доступность среды предполагает:
Доступность для всех воспитанников всех помещений где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС
* Социально-коммуникативное развитие,
* Познавательное развитие,
* Речевое развитие,
* Художественно-эстетическое развитие,
* Физическое развитие.
В теории и практике дошкольного образования отмечается, что подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной
предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта.