Светлана Куртямова
Консультация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №7 «Дюймовочка» г. Нефтеюганск 2015 год
Подготовила: воспитатель : С. П. Куртямова
Тема организации развивающей предметно – пространственной среды в образовательных учреждениях на сегодняшний день стоит особо актуально.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
ГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности детей и взрослых, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Развитие ребенка осуществляется только в игре. Данный стандарт нацеливает нас на личностно- ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.
Развивающая предметно - пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.
В
оответствии с критериями, зафиксированными ФГОС дошкольного образования развивающая предметно – пространственная среда должна быть :
*содержательно - насыщенной;
*трансформируемой;
*полифункциональной;
*вариативной;
*доступной;
*безопасной;
Мы в свое
группе создали развивающую среду для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможности, уровня активности и интересов.
Жизненное пространство в группе дает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Этому способствует зонирование группового помещения на разные зоны:
*приема пищи и занятий (столы и стулья)
*развития движений
*сюжетных игр
*чтения и рассматривания иллюстраций
*экспериментирования и исследовательской деятельности
*отдыха (уголок уединения)
*уголок природы
*изобразительной деятельности
*игр со строительным материалом
Каждая зона хорошо освещена.
Зонирование помещения помогает детям выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить к нему устойчивый интерес благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
Насыщенность развивающей среды в средней группе соответствует возрастным возможностям детей и рекомендациям Примерной образовательной программы «Радуга».
Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения, игровым, спортивным оборудованием. Удовлетворяя потребность детей в движении, оборудовали в группе «Дорожку движения», где с помощью символов или фотографий дети могут выполнить различные двигательные задания. Именно в средней группе важно научить работать по заданным схемам, моделям, «алгоритмам».
Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:
игровую активность.
Пятый год жизни – время расцвета сюжетно - ролевых игр, сюжеты которых связаны с имеющимися у детей жизненным опытом – семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк. В группе имеются игровые наборы с фигурками животных разного размера, кукол по гендерному признаку в костюмах разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов - заместителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления.
В группе имеется необходимое оборудование, стимулирующее развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детская познавательная литература, иллюстрированные издания о животном и растительном мире, о жизни людей в разных странах, детские журналы, фотоальбомы…
В игровом уголке оформлен стенд «Семейный снимок», который способствует поддержанию эмоционального отношения к общим событиям и совместным делам с членами семьи.
В родительском уголке размещена информация по направлениям: «Новости дня» информируем родителей о деятельности, проводимой в группе в течение дня.
«Мы хотим узнать» : размещаем карточки с заданием для индивидуальных занятий ребенка и родителей дома.
В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ воспитанников, что способствует возникновению у детей ощущения, что продукт его творческой деятельности интересен другим людям.
И это также дает возможность самовыражения детей.
Предоставляем детям возможность право выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла.
Также поддерживаем инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении детьми художественных замыслов. Наши условия удовлетворяют потребность детей в творческом самовыражении.
С целью формирования у детей познавательных действий, развития их интересов, любознательности в группе организован уголок экспериментальной деятельности, где в совместной деятельности с педагогом дети познают окружающий мир.
В группе имеются различные игрушки и игры развивающие крупную и мелкую моторику.
В нашей группе сложились определенные традиции :
В приемной группы оформили стенд «Здравствуйте, я пришел» Размещая утром свою фотографию, а вечером закрывая, ребенок чувствует себя членом нашего сообщества детей и взрослых.
Каждое утро у нас происходит обще групповая традиция утреннего приветствия. Собравшись в круг вместе с детьми, где с опорой на игру или стишок, мы выражаем радость от встречи друг с другом, и надежду провести вместе этот интересный день. А также в наш утренний ритуал включается планирование и обсуждение деятельности детей на непосредственно- образовательную деятельность на сегодняшний день.
Для этого оформили стенд «Мой выбор». На стенде дети выбирают, какой интегрированной деятельностью они будут заниматься на НОД.
В группе постоянно функционирует «Уголок именинника». Вывешивается фотография именинника, и он объявляется «Звездой дня», также на звездочках со слов именинника пишется: какой он, что он любит, о чем он мечтает.
В праздничный ритуал включены различные атрибуты, традиционная хороводная игра «Каравай», величальные песенки для мальчиков и девочек. Дарим подарки всем одинаковые. Каждый ребенок группы занимает это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я - концепции», развитие самосознания. Все это способствует
эмоциональному благополучию детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
Трансформируемость пространства группы имеет возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от игровой, образовательной ситуации.
В том числе от меняющихся интересов и возможностей детей пространство группы меняется, дополняется, объединяется для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности, проведения совместной деятельности с различной тематикой. Иными словами оперативное изменение пространства.
Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, ширм, складных заборчиков, домиков, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах деятельности в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях.
Вариативность среды прослеживается в различных пространствах группы (для игры, конструирования, уединения и пр.);
В группе обеспечен свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности
Безопасность предметно - пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов, требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
С целью обеспечения каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства в дошкольном учреждении мы создали уютный, гармоничный, современный интерьер.
Программа «Радуга» предусматривает использование регионального компонента, а так как я являюсь носителем культуры и языка ханты я темой самообразования выбрала : «Развитие речи детей через ознакомление с культурой и бытом народов ханты и манси в проектной деятельности». В своей деятельности я знакомлю воспитанников с культурой и бытом народов ханты и манси, развиваю познавательный интерес к природе родного края, города.
При планировании развивающей среды реализуем гендерный подход. В группе есть необходимый материал, учитывающий интересы девочек и мальчиков, как в труде, так и в игре.
Развивающая предметно – пространственная среда в группе обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых.
Развивающая предметно – пространственная образовательная
реда в группе богата обилием детских работ, для каждой из которых характерна яркая индивидуальность замыслов и средств его реализации.
В интерьере группы используются дидактические коллективные работы, сделанные самими детьми, с которыми продолжается речевая и иная развивающая работа, - классификации, математическое панно и коллажи и др.
В создании развивающей среды участвуют родители, многие элементы создаются их руками с посильным участием детей.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.