валентина шапошникова
Консультация для воспитателей «Понятие связной речи. Виды связной речи: диалог и монолог»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие связной речи. Виды связной речи: диалог и монолог
Актуальность. Речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент коммуникации, поскольку посредством речи человек способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свой кругозор и устанавливает взаимосвязи с окружающим его природным, предметным и социальным миром. В процессе речевых коммуникаций происходит самопознание человеком собственного “Я” и появляется реальная возможность самовыражения и самореализации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Понятие связной речи, Виды связной речи: диалог и монолог“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь развивается и проявляется в общении людей.
Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно передать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Речь считается связной, если для нее характерны содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится, точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию, логичность (последовательное изложение мыслей, ясность (понятность для окружающих, правильность составления высказываний.
Основная функция связной речи – коммуникативная, она бывает ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, и говорящий может полностью не отражать в речи содержания своей мысли. Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, с опорой только на языковые средства.
Связная речь осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе.
Диалогическая речь, является первичной формой языкового общения, представлена обменом высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики, речевые реакции, осуществляется или в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Диалогическая речь опирается на общность ситуации, знание того, о чем идет речь. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в диалоге ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания.
Очень важно учить ребенка вести диалог, развивать внимание, умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности (А. Р. Лурия, Л. И. Федоренко) Монологическая речь (высказывания одного человека, не перебиваемые достаточно долго репликами других людей) требует предварительной подготовки. Она значительнее развёрнута и грамматически оформлена, чем диалогическая речь. Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.
Методика развития диалогической речи детей дошкольного возраста.
Основная цель развития диалогической речи у дошкольников — научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы.
Дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями:
- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.);
- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;
- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
- владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);
- умение использовать мимику и жесты;
- умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.
В ходе обучения можно использовать разнообразные методы:
1. Разговор воспитателя с детьми. Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами свойственна всем детям. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально исходя из интересов ребенка и целей его воспитания и обучения.
Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров.
2. Чтение литературных произведений дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
3. Словесные поручения полезны для развития умения слушать чужую речь. Поручения могут быть разнообразными. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо или усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился.
4. Речевые ситуации, направленны на составление диалога по речевой ситуации.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать) в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Важно развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, необходимые для воспитания культуры речевого общения. Все навыки и умения, которые формируются в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.
5. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации). Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений, а соблюдение правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др. Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и др.) : «Фанты», «Согласен - не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить "да" и "нет"» и др. Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси-гуси», «Краски» и др., способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий.
6. Беседа как метод формирования диалогической речи. Беседа – это целенаправленный и заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, пробуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов.
Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения.
Содержание и организация работы по развитию монологической речи.
Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, в которой сообщается о каких-либо фактах действительности (А. Р. Лурия, Л. И. Федоренко).
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач обучению рассказывания ребенка. Ее успешное решение зависит от речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы монологической речи : описание, повествование, рассуждение.
Описание – это специальный текст, который начинается с называния предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему. Детей учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов–описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях рассказов.
Основное назначение повествования – передавать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому структура повествования включает в себя начало, середину и конец высказывания (завязка, кульминация, развязка). Структура повествования должна четко соблюдаться. При обучении детей построению повествования важная роль отводится разным способам организации зачинов: слова «однажды», «как-то раз»; может быть указано место и (или) время события, действия. В повествовании используются самые разнообразные лексические и грамматические средства. Особенно это относится к глаголам, с помощью которых можно выстраивать последовательность действий и событий. Дети могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных картин.
Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает тезис (начальное предложение, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный вывод. Особенно важно развивать у детей умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения реализуются в таком типе высказывания, как рассуждение.
Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого высказывания, составления плана и рассказ по нему, использованные схемы (модели) текста и различные упражнения. Работа мысли при развитии связной речи заключается в анализе и обобщении фактов, в осознании связей и отношений смыслового содержания, в формировании наглядных образов на основе словесного содержания
Обучение дошкольников описательным рассказам. Обучение дошкольников описательным рассказам - это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи.
В процессе составления описательных рассказов дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, осмысливают их соотношение с другими предметами. У них развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.
В детских садах дошкольников учат следующим видам описательных рассказов:
- описанию игрушек и натуральных предметов;
- описанию картин.
Обучение детей каждому виду описания имеет свои особенности.
Работа мысли при развитии связной речи заключается в анализе и обобщении фактов, в осознании связей и отношений смыслового содержания, в формировании наглядных образов на основе словесного содержания
Выполнила воспитатель Шапошникова В. Ю.
МБДОУ «Детский сад №1» р. п. Ардатов