Ольга Мельникова
Консультация для воспитателей «Демонстрационные наблюдения и эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
Демонстрационными –называются наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках педагога. Педагог сам проводит опыт(«демонстрирует его») ,а дети следят за ходом и результатами.
К сильным сторонам демонстрационных наблюдений можно отнести следующие качества.
Они являются менее трудоемкими. Это проявляется на всех этапах работы: во время подготовки (один объект достать легче, чем несколько,в процессе работы и при подведении итогов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Демонстрационные наблюдения и эксперименты“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Этот способ более прост в методическом отношении. Проводя опыт самостоятельно, педагог имеет возможность распределить время на различные этапы, сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное.
Практически исключены ошибки при проведении опытов
При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределять внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний
Во время демонстрационных наблюдений легче следить за дисциплиной.
Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.
Проще решаются вопросы гигиены.
Создается возможность работы с объектами, имеющими в единственном экземпляре, а также с объектами, представляющими определенную опасность (ядовитые растения и грибы, огонь и т. д).
При этом демонстрационные эксперименты имеют много слабых сторон.
Объекты находятся далеко от детей, и те не могут рассмотреть мелкие детали.
Восприятие осуществляется с помощью одного зрительного анализатора, реже двух; не задействованы тактильный (кожный, двигательный, вкусовой и другие виды анализаторов.
Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия
Немаловажным недостатком является относительная пассивность детей: они только видят, как педагог совершает действия, но сами активного участия не принимают; это тем более важно, что у детей еще сильно выражено действенное мышление.
При выборе метода обучения демонстрационным наблюдениям и экспериментам отдается предпочтение в следующих случаях:
Если объекты существуют в одном экземпляре;
Если объект в принципе не может быть дан в руки детей (гора, Солнце, дерево);
Если объект представляет для детей определенную опасность (ядовитые растения, грибы);
Если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с несколькими объектами (например, с 22котятами);
Если педагог не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину.
Во всех остальных случаях следует проводить фронтальные наблюдения и эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.