Наталья Викторовна Шашко
Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
"Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству. "
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо
Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово.
Публикация «Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного (раннего) возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусства в целом. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Образных представлений, мышления, памяти, ручной умелости.
Обучаем по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствовании наблюдательности, воспитание эстетического восприятия, художественного вкуса, развитие сенсорных способностей.
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные труд);
– развитие детского творчества;
– приобщение к изобразительному искусству.
Осуществление нашей работы происходит в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников МДОУ.
Художественное творчество сотрудничает с другими образовательными областями :
«Физическая культура»
Развитие мелкой моторики
«Здоровье»
воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация»
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи
«Познание»
сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
«Социализация»
формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
«Музыка»
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Труд»
формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
«Чтение художественной литературы»
использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Безопасность»
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
Новизна творческой работы с детьми заключается в том, что сам процесс создания художественной работы является развивающим актом. На практических занятиях дети создают творческие работы, используя инновационные технологии изобразительной деятельности. К ним относится многообразие художественных материалов, использование нетрадиционных инструментов, художественные техники в живописи, графике, печати.
Например. Раздувая многослойное цветовое пятно трубочкой, можно показать не только красоту естественных (живых) линий растущего дерева, травы, водорослей, но и получение нового цвета. Воздух из трубочки деликатно смешивает цвет, проявляя удивительные оттенки нового цвета. Создавая художественную работу при помощи трубочки, мы играем. На первый взгляд все происходит произвольно. Это психологически раскрепощает ребенка в художественном процессе. Результат игрового занятия демонстрирует возможности цвета, линии. Показывает разницу между ровной линией и «живой» (произвольной, между плоским цветом и объемным. Учит рисовать живыми линиями и живым цветом, создавая живописные работы. Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начинать с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному».
1. Основные техники, используемые в нашей работе:
-рисование пальчиками, ладошками
-рисование тычками из поролона, ватными палочками
-печатание листьями, картофелем, морковкой;
-Рисование свечой, углем
-Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей.
Использование нетрадиционных материалов и инструментов снимает психологическую нагрузку с занятия, дает возможность раздвинуть рамки изобразительной деятельности. Позволяет увидеть изобразительные материалы вокруг себя, расширив возможности для творчества. Комком бумаги можно передать шершавую фактуру коры дерева, опавшие листья. При помощи ватных палочек узор становится доступным даже для самых маленьких, для тех, кому трудно регулировать нажим кисти. Нетрадиционные материалы дают возможность интегрировать творческий процесс в повседневную жизнь ребенка. Для творчества необязательны рамки изостудии.
Внедрение инновационных форм семейного творчества дает возможность сформировать культуру взаимодействия с семьей ребенка, что позволяет укреплять духовные связи внутри семьи, вносить творчество в повседневную жизнь ребенка. Активное творческое взаимодействие педагогов, родителей и детей происходит на выставках семейного творчества. Родители демонстрируют свои увлечения, знания и умения, вовлекая детей в совместное творчество.
Одним из важнейших механизмов успешного творческого развития детей является педагог. Роль педагога – способствовать развитию собственной творческой активности ребенка. Это возможно при условии взаимодействия, что предполагает поворот к личности ребенка, его индивидуальности, учет его потребностей и способностей. Знания должны соответствовать возрасту детей. Стимулируя творческую реакцию необходимо создавать условия для собственных шагов ребенка.
Каждый ребенок, делая самостоятельное открытие, поднимается на свою ступень понимания, не ломая сознание, не перескакивая индивидуальные ступени развития. А самое главное не утрачивая веры в себя, в свои силы, в свою способность познавать и создавать новое.
Результат развития творческой личности ребенка в системе эстетического воспитания и художественного образования – человек - способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.