Приложение МААМ

Консультация для воспитателей ников.

Турутина Елена
Консультация для воспитателей ников.
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников.

Воспитатель :Турутина Елена Ивановна.

Работая с детьми, мы серьёзно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы изучили возможность использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) Поставили перед собой цели:

Публикация «Консультация для воспитателей ников,» размещена в разделах

* формирование у дошкольников системы элементарных представлений о культуре и истории Отечества;

* воспитание положительного отношения и интереса к культурно-историческим ценностям;

*подведение детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, Отечеству и ощущению себя частью большого человеческого сообщества;

* развитие социальной активности детей: желание в меру своих возможностей участвовать в событиях окружающей социальной действительности.

Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу, учитывая следующие:

1. Определить содержание традиций русского народа, доступных детям дошкольного возраста: знания об истории прошлого и настоящего нашей Родины, знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народного творчества, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели.

2. При отборе содержания надо строго учитывать принцип доступности при сообщении знаний детям. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор, народно – прикладное искусство, вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

3. Знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.

4. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

5. Нравственно - патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, как и прежде, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.

6. Работа по нравственно - патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Если малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, то усилия педагогов окажутся напрасными.

7. Необходима система работы, включающая занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим, занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, по ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения.

8. Необходимо использовать материальную базу историко – культурных центров родного города.

9. В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники.

Исходя из выше сказанного, можно предложить следующие приоритеты:

• Создание атмосферы национального быта;

• Широкое использование фольклора;

• Знакомство с праздниками и традициями русского народа;

• Знакомство с декоративно - прикладным искусством;

• Знакомство с русскими народными играми.

На занятиях, решая цели и задачи, мы используем следующие формы и методы:

• познавательные беседы;

• творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

• оформление в детском саду мини-музея и выставок;

• посещение краеведческих музеев;

• экскурсии, целевые прогулки по улицам города;

• народные праздники.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия в виде объяснения, рассказа, беседы. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерно кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов (метод познавательных игр, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия, например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города, в далекое прошлое страны, в прошлое предметов быта и т. д.). Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда., которые дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого необходимо: создание в группе «уголка культуру родного края». В уголке может быть представлена старинная домашняя утварь, изделия мастеров родного края, иллюстративный материал (открытки, фотографии, рисунки и др.) и прочее.

Основные направления работы мини – музея:

• сбор экспонатов, материалов по краеведению;

• изучение собранного материала, его размещение, хранение;

• создание стационарных и передвижных выставок;

проведение занятий – посиделок, занятий – путешествий в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом, занятий – инсценировок, экскурсий для детей, родителей и гостей дошкольного учреждения.

Посещение музея помогает:

• осознать ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время»;

• ощутить себя в потоке времени как продолжателя дела предков;

• приобщиться к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам;

• осознать смысл и значение исторической и духовной ценности музейных предметов.

После посещения музея необходимо создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, папье-маше, картона они изготавливают понравившиеся предметы.

Привлечение детей к участию в народных праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Ярмарка, Рождество, Масленица, Пасха, Троица). Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок.

«Народность» праздника-это участие всего народа – от мала до велика, позволяет естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них, переходя постепенно от зрелища к активным действиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, необходимо возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Принесенные детьми в группу семейные реликвии – предметы народного творчества – становятся личностно значимыми для дошкольников,потому что были выполнены или принадлежали родному или близко знакомому ему человеку. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин»- эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.

В содержание работы по ознакомлению с историей Отечества и приобщению детей к истокам русской культуры. Предлагаю следующие проекты:

I «Жизнь в прошлом».

Задачи:

- вызвать интерес к жизни наших предков;

- дать элементарное представление о том, как начиналось Русское государство;

- воспитывать уважение к своему народу.

Этот раздел интересен детям своей новизной и необычностью. Он позволяет детям окунуться в мир прошлого, вообразить себя древним человеком, попасть в старинный город.

Опыт показывает, что лучше всего дети начинают понимать прошлое, погружаясь в него, совершая как бы мысленное путешествие в прошлое и мы стараемся создать историческую обстановку, чтобы дети представили в своём воображении мир глазами человека иного времени.

II «Быт и традиции».

Задачи:

- знакомить детей с жилищем русского человека (с избой, рубленной из бревен, печью, которая всему голова);

- дать представление о предметах быта: мебели (лавки, столы, сундуки, люльки, посуде (деревянной, глиняной, чугунной, предметах обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка);

- дать сведения об одежде русского человека (порты, рубаха, понёва, передник, о продуктах питания (хлеб, щи, каша, блины);

- вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, ярмаркам;

- дать представление о народных праздниках: Масленица, Рождество, Пасха…

III «Мастера прошлого.»

Задачи:

- приобщать детей к миру человека труда, мастера своего дела;

- ввести детей в прошлое ремёсел, побудить их к пониманию, что появление новых ремёсел – это отнюдь не самоцель человека, а желание преобразить окружающую действительность;

- раскрыть перед детьми свойства и качества материалов (керамики, дерева, металла, стекла, которые помогают мастеру изготовить полезную вещь;

- побуждать детей к участию в практической деятельности в каком-либо мастерстве.

Обобщая сказанное, можно заключить, что вся наша работа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

IV «Сказка - лож да в ней намёк…».

Задачи:

- познакомить детей с видами устного народного творчества. Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества, желание самим придумывать сказки, песенки, потешки, перевёртыши;

- показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка;

- воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, запоминать, заучивать их, получая при этом удовольствие.

В работе с детьми необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

*дружба помогает победить зло («Зимовье»);

*добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

*зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», «Будь трудолюбивым», «Умей подождать» и т. д., но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Рассматривая иллюстрации к сказкам дети знакомятся с русскими народными костюмами, предметами быта, жилищем.

Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок начиная с младшего дошкольного возраста, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир, быт людей, традиции.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей Гражданско – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Патриотизм – чувство любви к родине. Чувство.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников». В современном дошкольном образовательном.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса (на основе.

Консультация для воспитателей «Художественное конструирование» Художественное конструирование Дошкольный период психического развития ребёнка характеризуется освоением различных видов действий и деятельности.

Консультация для воспитателей «Медлительные дети!». Медлительные дети! Что общего у умницы графа Вишенки из «Приключений Чиполлино», сонного Пончика из «Приключений Незнайки», миролюбивого.

Консультация для воспитателей «Медлительные дети» Консультация для воспитателей «Медлительные дети!». Медлительные дети такие разные – флегматики и меланхолики, тревожные и безмятежные,.

Консультация для воспитателей по ПДД Подготовила : воспитатель Дербуш Вера Владимировна Консультация для воспитателей "Формирование основ ПДД у детей в подготовительной группе.

Консультация для воспитателей «Познавательные сказки» Консультация для воспитателей Познавательные сказки Воспитатель: " ЧДОУ Детский сад Колибри" Семичева Ольга Викторовна СПОР ГЛАСНЫХ.

Консультация для воспитателей ПРС по ФГОС ПРС ПО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных.

Консультация по ФГОС для воспитателей Что такое ФГОС дошкольного образования? «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ников.
Опубликовано: 3 февраля 2017 в 21:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей ников.» (включая файлы) размещена пользователем Турутина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД