Юлия Сорокина
Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Кроме того, становится все больше детей с неврологической симптоматикой. В связи с этим в современной логопедической практике встает вопрос о пропедевтической работе с детьми раннего возраста.
Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли
предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения? Ведь, как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить.
Поговорим о наиболее целесообразных направлениях в профилактике нарушений звукопроизношения для детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др., сначала механического (рефлекторного, а затем все более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т. д.
В условиях дошкольного учреждения педагоги должны привлекать и акцентировать внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; должны вести просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т. д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения.
Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста является недоразвитие артикуляционных органов. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновении нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.
В группах раннего возраста целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.
Воспитателю необходимо проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы двигательные навыки закрепились, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий должна составлять 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.
- «Лопаточка» : рот открыт, широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Чашечка» : рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.
- «Иголочка» : рот открыт, узкий, длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Горка» : рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
- «Трубочка» : рот открыт. Боковые края загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Качели» : рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
- «Катушка» : рот открыт. Кончик упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и упирается в глубь рта.
- «Лошадка» : присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
- «Маляр» : рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).
- «Вкусное варенье» : рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- «Фокус» : рот приоткрыт, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.
Выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.
Педагогам дошкольного учреждения следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:
- дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра «Футбол»);
- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР – органов.
Профилактика заболеваний ЛОР – органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т. д. – важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения является именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма и т. д.
Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:
- Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).
- Сделать по 8-9 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
- Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м – м – м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
- При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
- Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба – бо – бу» и «г – м – м».
- Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
- Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5-6 раз).
- Полоскать горло 1, 5%-ным раствором морской (поваренной) соли.
Таким образом, регулярное проведение вышеуказанных мероприятий являются наиболее целесообразными в профилактике нарушений звукопроизношения для детей младшего дошкольного возраста, и поможет детям избежать логопедической помощи.
ЛИТЕРАТУРА
Е. С. Анищенкова. Артикуляционная гимнастика для родителей и педагогов. – М. : АСТ: Астрель, 2007
Т. С. Овчинникова. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб. : КАРО, 2006
Е. А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2007
Ж. «Логопед» №5/2004