МААМ-картинки

Консультация для воспитателей

Юлия Сорокина
Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Кроме того, становится все больше детей с неврологической симптоматикой. В связи с этим в современной логопедической практике встает вопрос о пропедевтической работе с детьми раннего возраста.

Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли

предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения? Ведь, как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

Поговорим о наиболее целесообразных направлениях в профилактике нарушений звукопроизношения для детей младшего дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др., сначала механического (рефлекторного, а затем все более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т. д.

В условиях дошкольного учреждения педагоги должны привлекать и акцентировать внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; должны вести просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т. д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения.

Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста является недоразвитие артикуляционных органов. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновении нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.

В группах раннего возраста целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

Воспитателю необходимо проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы двигательные навыки закрепились, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий должна составлять 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.

- «Лопаточка» : рот открыт, широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

- «Чашечка» : рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.

- «Иголочка» : рот открыт, узкий, длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

- «Горка» : рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.

- «Трубочка» : рот открыт. Боковые края загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

- «Качели» : рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

- «Катушка» : рот открыт. Кончик упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и упирается в глубь рта.

- «Лошадка» : присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

- «Маляр» : рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

- «Вкусное варенье» : рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

- «Фокус» : рот приоткрыт, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

Выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Педагогам дошкольного учреждения следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

- дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра «Футбол»);

- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР – органов.

Профилактика заболеваний ЛОР – органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т. д. – важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения является именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма и т. д.

Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:

- Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

- Сделать по 8-9 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

- Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м – м – м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

- При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

- Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба – бо – бу» и «г – м – м».

- Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).

- Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5-6 раз).

- Полоскать горло 1, 5%-ным раствором морской (поваренной) соли.

Таким образом, регулярное проведение вышеуказанных мероприятий являются наиболее целесообразными в профилактике нарушений звукопроизношения для детей младшего дошкольного возраста, и поможет детям избежать логопедической помощи.

ЛИТЕРАТУРА

Е. С. Анищенкова. Артикуляционная гимнастика для родителей и педагогов. – М. : АСТ: Астрель, 2007

Т. С. Овчинникова. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб. : КАРО, 2006

Е. А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2007

Ж. «Логопед» №5/2004

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей Гражданско – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Патриотизм – чувство любви к родине. Чувство.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников». В современном дошкольном образовательном.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса (на основе.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Консультация для воспитателей «Медлительные дети» Консультация для воспитателей «Медлительные дети!». Медлительные дети такие разные – флегматики и меланхолики, тревожные и безмятежные,.

Консультация для воспитателей ников. Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Консультация для воспитателей по ПДД Подготовила : воспитатель Дербуш Вера Владимировна Консультация для воспитателей "Формирование основ ПДД у детей в подготовительной группе.

Консультация для воспитателей ПРС по ФГОС ПРС ПО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных.

Консультация для воспитателей «Занятия квиллингом» Консультация для воспитателей «Занятия квиллингом» Воспитатель: Короткова Татьяна Ивановна Известно, что письмо сложный навык, требующий.

Консультация по ФГОС для воспитателей Что такое ФГОС дошкольного образования? «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 20:24
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сорокина (УИ 1003618) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД