Людмила Логвинова
Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
«Книга - воспитатель».
Проблема детского чтения занимает родителей, воспитателей. К сожалению, в наши дни детская литература сталкивается с серьезными проблемами. У детей пропадает интерес к чтению. Это во многом связано с появлением новых технологий и глобальной компьютериза-ции. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, вообра-жения, восприятия, коммуникативных навыков, познавательных способностей.
Публикация «Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Но главной причиной является воспитание внутри семьи, отношение к чтению роди-телей. Далеко не все считают должным рассказать своим детям о роли книг, помочь им в формировании интереса. А сделать это не так уж и сложно. Стоит знакомить ребенка с кни-гой уже с самого его рождения, читать сказки, стихи, показывать картинки, сопровождая это эмоционально окрашенной речью.
Книга- один из источников информации, но очень важный!. Только она дает возмож-ность домыслить, дофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Развитие интеллекта обучающихся во все времена было связано с воспитанием души человека. И огромная роль в этом принадлежит книге.
Книга – добрый и мудрый советчик, друг с детских лет, помощник и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Детская литература имеет большое значение в формирование личности ребенка, качеств, черт характера. Она изначально направлена на понимание и созидание детской души. О ее важности говорили известные педагоги и психологи: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн и другие.
Основная функция книги была и остается в нравственном и идейном воспитании лично-сти, верном представлении о моральных ценностях, а выполнить эту функцию книга может, прежде всего, своим идейным внутренним содержанием.
Сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо, очер-чивают границы добра и зла, показывают модели поведения, которым можно или нельзя следовать. Детская книга помогает понять самого себя, других людей, их проблемы, чувства.
А привлечение внимания детей к книге – задача родителей, воспитателей, педагогов. Все это является залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.
В нашей жизни происходит оскудение нравственных ценностей. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой как сегодня.
Общая задача нравственного воспитания-сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, заботу о родителях и детях и др. Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщённых и дифференцированных. (Что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т. д.) Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоя-тельности их суждений.
Большую роль в этой работе призвана сыграть книга. Книга заставляет думать, пони-мать свои чувства и поступки, становиться лучше. Вспомним Сухомлинского: «Литература, поэзия – источники прекрасных образов, чувств, мыслей, которыми мы вместе с детьми мо-жем восхищаться, и которые дают много импульсов для жизни и творчества. Среди всего этого мы честно должны выбирать то, что нас не оставляет безразличными, тогда дети ско-рее что – то услышат, увидят и почувствуют».
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональ-ной сферы ребёнка. Что способствует появлению у него живого отклика на различные собы-тия жизни, перестраивают его субъективный мир.
Художественные произведения надо подбирать в зависимости от конкретных воспи-тательных задач. Например, для формирования у детей представления о скромности, поло-жительного к нему отношения и отрицательного - к хвастовству рассказать сказку "Заяц-хвастун". Произведение К. Чуковского "Айболит" воспитывает у детей доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду. Для воспитания патриотиче-ских чувств, гордости за историю своей страны - произведение М. Лермонтова "Бородино".
Художественная литература способствует развитию чувств и представлений детей, но в отличие от взрослого, имеющего большой жизненный опыт, ребёнок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать правильную оценку - книга раскрывает перед ним много неизвестного и ему сложно разобраться во всём.
Беседы с детьми надо строить так, чтобы нравственные представления приобретали для ребёнка определённое яркое, живое содержание. Готовясь к беседе, необходимо проду-мать вопросы, которые нужно задать ребёнку в связи с прочитанной книгой.
Беседуя с детьми о прочитанных произведениях важно, чтобы они как можно подробнее рассказали о главном герое и если они характеризуют его общими словами "хороший" или "плохой", то их направить на то, чтобы дети могли выделить главное качество героя и обосновать оценку. Например, сказка "Три поросёнка"
• кто вам нравится в сказке и почему?
• что можно сказать о двух других братьях?
• кто остался, наказан и как?
• чему учит сказка?
• какие пословицы можно применить к её героям?
Пословицы и поговорки помогают углубить нравственный опыт детей, способствуют воспитанию трудолюбия дружеских отношений друг к другу. Например: "Любишь кататься - люби и саночки возить", "Играть играй, а дело знай" и т. д. с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Таким образом, художественная литература способствует возникновению эмоцио-нального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажей литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности, а это в свою очередь способствует нравственному воспитанию.
В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художест-венной литературе. Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказывания, развивает речь.
Сердцевина воспитания-развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, человек правильно ориентируется в окружающей жизни. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы превратить социально-необходимые требо-вания, предъявляемые обществом, во внутренние стимулы развития личности ребенка, вос-питать такие социально значимые качества, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие, активную жизненную позицию, смелость, потребность в совершенствовании.
Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться все последую-щее знакомство с огромным материальным наследием.
Литература оказывает огромное влияние на развитие личности, становление характера ре-бенка, учит думать и анализировать, развивать воображение, обогащает речь, открывает мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
В последнее время ученые и литераторы стали говорить о гедонической роли книги. Чтение доставляет удовольствие, дети наслаждаются этим процессом. Такая роль сама по себе несет большую пользу, оказывая положительное психологическое воздействие. На сме-ну активным подвижным играм, утомительной умственной деятельности, заданной школь-ной программой, приходит спокойствие, умиротворение, отдых. Отвлекая от реальной жиз-ни, чтение уравновешивает психологическое состояние ребенка, помогает восстановить си-лы, сохранить энергию. Но эта роль выполняется только при условии интереса к чтению.
Наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы кни-га присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.