Мария Филиппова
Консультация для воспитателей по опытно–экспериментальной деятельности «Свойства стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый предмет обладает множеством свойств и характеризуется совокупностью параметров: масса, время, цвет, запах, форма, длина, площадь, скорость, твердость, сила, температура, звучание и др., которые человек воспринимает с помощью всех своих органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Загадайте ребенку загадку:
Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, ударюсь–разобьюсь. (стекло)
Публикация «Консультация для воспитателей по опытно–экспериментальной деятельности „Свойства стекла“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Свойства материалов и веществ
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
Предложите ребенку узнать больше интересного о стекле, отправьтесь с ним в волшебный мир стекла. Приготовьте для детей разноцветные стекла. Но перед этим повторите правила безопасности обращения со стеклом.
Затем предложите ребенку рассмотреть стекло, какое оно на вид. Положите пуговицу в стеклянный стакан и спросите, видно ли пуговицу? Из чего вы делаете вывод, что одно из свойств стекла, прозрачность. Спросите где можно использовать стекло, покажите картинки (окно в доме, в машине, в мебели и т. д.)
Возьмите стекло в руки, определите его на ощупь. Аккуратно налейте воду в стакан и задайте вопрос, пропускает ли воду стеклянный стакан? Из чего делаем вывод, что стакан водонепроницаемый. И снова спросите, где можно использовать это свойство? Покажите картинки с примерами (посуду, колбы и т. д).
Теперь вам пригодятся разноцветные стеклышки, которые вы приготовили заранее. Предложите детям посмотреть через эти стекла на окружающие предметы. Спросите их, какими по цвету предметы они видят, когда смотря через эти стекла? И это еще одно свойство стекла, оно может окрашивать предметы в тот цвет, через какое смотришь.
А если мы стекло уроним, что с ним произойдет? А почему? Правильно стекло хрупкое и это еще одно его свойство.
Есть у стекла еще одно интересное свойство. Хотите определить какое? Выставите на стол несколько одинаковых стаканов и налейте в них разное количество воды, а один пусть останется пустым. Постучи по пустому стакану, спросите детей, слышат ли они что-нибудь? Потом тоже самое проделайте со всеми стаканами, в которых налита вода. Спросите, услышали ли они разницу? Можно ли сыграть мелодию? Чем больше воды – тем звук ниже, чем меньше воды – тем звук выше. И это еще одно свойство стекла. Стекло издает звук.
В конце путешествия спросите у детей, было ли им интересно? Что больше всего запомнилось? И предложите, чтобы за них ответили разноцветные стекла. Пусть поднимут красные стекла те, кому было интересно, синие кому было немного скучно и желтые кому совсем не понравилось
. Обследование предметов из стекла (гладкое, холодное, шероховатое).
Возьмите в руки, осторожнее, какое на ощупь стекло (гладкое, холодное?
А эта вазочка, какая на ощупь (шероховатая? Значит, предметы из стекла могут быть разными на ощупь и выглядеть по-разному. Если на стеклянном сосуде есть вырезанный рисунок, то оно шероховатое. Предлагаю разделить по этому признаку все предметы на две группы, помогайте.
стекло – прозрачное и матовое
Вот эти предметы нужно исследовать на прозрачность. Как? Если через стекло хорошо видно другие предметы, оно прозрачное. Проверим опытным путем, каждый предмет. Вот остались предметы, через которые видны предметы плохо. Его называют матовое стекло, то есть непрозрачное. Все правильно рассортировали сосуды, никто не ошибся? Скажите, почему разделили предметы на две группы?
стекло - цветное; стекло имеет вес.
Обратите внимание, на эти цветные шарики из стекла. Какие они цветом? Значит, стеклянные предметы могут быть разного цвета. Вы чувствуете их вес в ладонях? А если взять предмет крупнее. Он тяжелый или легкий? Да стекло имеет вес. Положите цветные шарики из стекла в стакан, вы их видите? Почему?
стекло - водонепроницаемое
Предлагаю отобрать сосуды, в которые удобно наливать воду. Вода в баночках, не выливается, почему? Стекло не пропускает воду, оно водонепроницаемое. Потеряло ли оно прозрачность? Почему? Делаем вывод–стекло водонепроницаемое, не пропускает воду.
стекло - тонкое, толстое, хрупкое.
Предлагаю рассмотреть эти предметы – бокалы, стаканы. Сравним их по толщине стекла, на ощупь, зрительно. Они одинаковые по толщине? Вывод – изделия из стекла бывают разной толщины и назначения. Ребята, предметы из тонкого стекла, очень хрупкие, если их уронить они разобьются. Будим аккуратны. Скажите, делают ли игрушки из стекла (елочные украшения, сувениры? Можно ли с ними активно играть. Почему?
Стекло хрупко и прозрачно,
В пользу людям предназначено.
стекло звучит - звенящее.
Предлагаю послушать, как звучит стекло. Вот этой, специальной палочкой постучим по стеклянным предметам, разной толщины и назначения. Стекло звучит, звенит, и каждый предмет звучит по-разному. Оно звонкое.
Звучащее, прозрачное,
Воды я не боюсь,
А ударь – разобьюсь.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Е. В. Вераксы
2. «365 научных экспериментов» В. Хифертон
3. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина