Щепкина Татьяна Викторовна
Мастер–класс для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду «Мы защитники рек и озёр»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер –класс по опытно-экспериментальной деятельности в д/саду.
«Мы защитники рек и озёр»
Уважаемые коллеги, проведите несколько опытов с детьми, чтобы показать им, как важно беречь и охранять нашу Землю, которая кормит и поит не только нас людей, но и всех животных, птиц, насекомых и т. д. Расскажите детям, что человек на Земле – самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы нашей планеты.
Публикация «Мастер–класс для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду „Мы защитники рек и озёр“» размещена в разделах
- День защитника. Конструирование, поделки к 23 февраля
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2020
Воспитатель: Дети, послушайте «Сказку про Лягушонка».
«Два друга Мышонок и Лягушонок любили гулять вместе. Они часто вдвоём путешествовали по округе, играли. Однажды Мышонок стал звать Лягушонка играть. Но Лягушонок вышел грустный, и играть не хочет, заболел. Оказывается в пруду много мусора и вода очень грязная. Как помочь Лягушонку?»
Дети: Можно воду очистить. (Ответы детей –предположения, гипотезы)
В. Давайте, ребята, проведём несколько опытов.
Опыт №1:
Перед ребёнком стоят 2 банки с чистой водой. Ему предлагается загрязнить воду – бумагой, песком, скрепками и др. мусором. Затем спросить, какую воду он хотел бы выпить и почему. Человек, потребляя неочищенную воду, подвергает свое здоровье опасности. Поэтому человек употребляет только чистую воду. А что делать животным, птицам, рыбам, насекомым? Они ведь не могут сами очищать воду. Только человек может о них позаботиться.
Вывод: Нельзя загрязнять озёра, речки, топтать траву, разорять гнезда, убивать насекомых, рвать цветы, мусорить и т. д.
Опыт 2:
Очистка воды от грязи.
(Внести загрязнённую воду в стеклянной банке)
В: Вот вода из пруда. Какая она?
Д: Вода грязная.
В: А как вы думаете очистить грязную воду можно?
Д: Можно. Надо пропустить воду через фильтр.
В: А если фильтра нет?
Д: тогда можно очистить воду подручными материалами. Например, салфетками и ватными дисками. (выдвижение гипотез детьми)
В: Хорошо, дети, давайте попробуем очистить воду с помощью салфеток и ватных дисков. Возьмите воронку, вложите в неё салфетку и ватный диск. Теперь пропускайте грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с салфеткой и ватным диском?
Д: Они стали грязными.
В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
Д: В чистой.
В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки. –
Куда ещё может пригодиться эта вода?
Д: полить растение, но пить ее нельзя.
В: Что мы можем посоветовать людям - путешественникам? Где им взять воду пригодную для питья?
Д: Найти родник, но воду фильтровать и кипятить.
В: Что нужно делать, чтобы сохранить чистую воду в водоёмах?
Вывод: Надо беречь природу -Не бросать мусор, очищать берега рек и озер.
В: Итог эксперимент: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими полезными свойствами.
В: Хорошо отдохнуть на берегу пруда, вода успокаивает, бодрит, восстанавливает силы. Главное правило путешественника – не навреди природе. Животные знают о правилах поведения в природе, а как человек должен вести себя, чтобы не навредить природе?
Д: Не загрязнять воду, не оставлять мусор, не убивать животных, не ломать деревья.
В: Очень хорошо, что вы все это знаете, значит, делать этого не будете.
Ну что же, давайте спросим Лягушонка, понравилась ли ему такая вода?.
В. Вот вы ребята молодцы! Очистили пруд. Лягушонок вас благодарит, и спасибо вам говорит. Теперь он может поиграть со своим другом.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги, -
Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!
В. Дети, а почему так важно беречь воду? Посмотрите на глобус, он почти весь голубой, так много на нём воды.
Дети: Воды много, но она солёная и не годится в пищу.
В. Правильно. Давайте уточним, где вода солёная, а где пресная?
Д: В озере, в реке вода пресная, а в море и океане солёная.
В: Можно представить - морскую воду в соотношении с пресной водой как трёхлитровую банку и один стакан. Чего больше?
Д; Морской воды очень много, а пресной мало.
В : Правильно, а значит пресную воду надо беречь. чтобы сберечь пресную воду –
надо закрывать вовремя кран с водой, нельзя засорять реки и озёра, так как они являются источниками пресной воды.
В. Ребята, а можно солёную воду очистить от соли?
Д. Да, также как и грязную. (Дети выдвигают разные гипотезы)
В. Давайте попробуем очистить воду солёную таким же способом, как и мы, очищали грязную.
Опыт 3:
Очистка воды от соли. (Проводится так же, как и опыт №2)
В. Давайте проверим, очистили мы воду от соли. Как можно проверить.
Д. Надо её попробовать.
В. Давайте попробуем воду и точно узнаем. (Дети пробуют воду)
Д. Вода не очистилась. Она такая же солёная, как и была.
[h4Опыт № 4.[/h4] «Как из солёной воды добыть питьевую воду».
Вывод: Солёную воду очистить непросто. Её надо беречь.
Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода.
Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу. Ребята, значит, солёную воду очень сложно очистить. Поэтому надо беречь пресную воду. А пресная вода только в реках и озёрах. Значит надо охранять наши источники пресной воды.
В. Молодцы, ребята! Славно потрудились! Что вам понравилось больше всего? (Как мы лягушонку помогли) А что важное вы узнали? (Что воды пресной на планете мало, поэтому её надо беречь)
В. Я думаю, что все вы заслужили награды «Защитники рек и озёр» (Вручаются медали)
Вот, с помощью таких простых опытов, мы прививаем детям ответственное отношение к природе, учим их быть защитниками рек и озёр.
Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно - экспериментальной деятельности, и что этот мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.