Елена Ястребкова
Консультация для воспитателей, педагогов-дефектологов
▼ Скачать + Заказать документы
"Обоснование необходимости проведения упражнений для предотвращения нарушений зрительного анализатора и укрепления зрения на занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми и в свободной деятельности воспитанников".
На современном этапе, в силу изменений социальной ситуации: появления компьютерной техники, сотовых телефонов, игровых приставок и др., увеличивается нагрузка на зрительный анализатор, что, несомненно, сказывается на состоянии здоровья глаз, особенно в детском возрасте. В настоящее время все отчетливее прослеживается тенденция по увеличению процентного соотношения детей со зрительной патологией в различных детских социальных и образовательных учреждениях. Современное развитие тифлопсихологических и тифлопедагогических знаний осуществляется не только в направлении глубокого дефекта, но и в расширении понятия зрительного дефекта за счет дифференциации детей с частичным поражением зрительного анализатора. На сегодняшний день дети с амблиопией составляют самую многочисленную и постоянно пополняющуюся группу дошкольников с нарушением зрения (Э. С. Аветисов, Л. А. Григорян, Е. В. Замашнюк, Л. И. Плаксина).
Публикация «Консультация для воспитателей, педагогов-дефектологов» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В своей практической деятельности мы видим: все больше воспитанников поступают в центр с нарушенным зрением, прежде всего в виде амблиопии и косоглазия. Нередко встречаются и другие патологические состояния – астигматизм, аметропии: миопия (близорукость, гиперметропия (дальнозоркость) и прочие патологии. Работа в центре строится на принципе единого реабилитационного пространства, при тесном сотрудничестве всех специалистов. Основным направлением является внедрение здоровьесберегающих технологий, поэтому актуальной становится задача по профилактике зрительных расстройств, гигиена и укрепление зрения с самого раннего возраста. В этой связи наиболее доступным, действенным методом будет введение в практику педагогической деятельности зрительной гимнастики. Комплексы представленных ниже упражнений нужно проводить до 5-6 раз в течение дня (на занятиях, во время совместной и свободной деятельности детей). Продолжительность 5 минут.
Общеукрепляющие упражнения для глаз.
1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками,
2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и опять открыть.
4. В течение 5с смотреть обоими глазами на переносицу.
5. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.
Упражнения для профилактики утомления глаз.
Комплекс №1.
Упражнения проводятся в течение 2-3 мин.
1. И. п. сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.
2. И. п. сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.
3. И. п. сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.
4. И. п. сидя. Посмотреть прямо перед собой (на окно, игрушку) 2-3 с, поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, затем опустить руку. Повторить 5-6 раз.
5. И. п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
Комплекс №2.
1. И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть глаза на 5 с. Повторить 6—8 раз.
2. И. п. — сидя. Быстрые моргания в течение 1мин.
3. И. п. — стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с, затем поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с, после чего опустить руки. Повторить 6-8 раз.
4. И. п. — стоя. Вытянуть руку вперед, посмотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6-8 раз.
5. И. п. — сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин.
6. И. п. — стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на палец 3-5 с, затем прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь. Смотреть двумя глазами на кончик пальца 3-5 с. Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянутой левой руки. Повторить 5-6 раз.