Наталья Пархоменко
Консультация для педагогов и воспитателей «Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства детей с ОВЗ отмечается низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нём. У них возникают трудности в определении сторон пространства; наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами, что свидетельствует о недоразвитии вербального и квазипространственного уровня формирования пространственных представлений; их неустойчивость; отмечаются разрыв между словесным и наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речемыслительных процессов; прямая зависимость между тяжестью речевой патологии и степенью выраженности оптико-пространственных нарушений.
Публикация «Консультация для педагогов и воспитателей „Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с ОВЗ с трудом выполняют задания по дорисовыванию предметов. При срисовывании пытаются упростить изображение, уменьшить количество элементов, неверно располагают части рисунка по отношению друг к другу, т. е плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме.
Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка ребенка, что ведет к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.
При формировании пространственных представлений можно выделить следующие направления:
- ориентация в схеме собственного тела;
- в окружающем пространстве;
- на листе бумаги;
- восприятие пространственных отношений между предметами.
Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.
Игры на развитие пространственно-аналитической деятельности
«Вверх и вниз, ещё разочек»
Дидактическая цель: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, в схеме тела.
Оборудование: шнуры длиной 30-40 см.
Ход игры. Дети встают в круг и, взяв шнур двумя руками, начинают выполнять последовательные движения, слушая слова педагога.
Вверх и вниз, Ещё разочек Ножкой правой Топ, стоять!
Ножкой левой Топ, стоять!
Сесть скорее, Ноги вытянуть вперёд!
Встать И правой рукой Помахать!
Раз, два, Раз, два, Вот и кончилась игра!
(Дети поднимают и опускают шнур (движения выполняются два раза). Дети выставляют правую ногу вперёд на носок и приставляют на место, притопнув. Это же движение выполняется левой ногой. Дети садятся, вытянув ноги. Дети встают, левой рукой отталкиваясь от пола. Держась за шнур левой рукой, дети машут правой. Дети поднимают шнур вверх, затем опускают вниз, опять поднимают и опускают).
«Прятки с указанием пути»
Дидактическая цель: упражнять в дейстственном различении и обозначении словом основных пространственных направлений : вперед-назад, направо-налево, местоположения предметов в пространстве с помощью предлогов (в, на, под).
Оборудование: игрушки.
Ведущий в отсутствии детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, справа, слева). Например, впереди за стулом прячет зайку, сзади на тумбочке ставит куклу. Затем объясняет ребенку задание: «Сегодня ты учишься отыскивать спрятанные игрушки! Вперед пойдешь-зайку найдешь, назад пойдешь- куклу найдешь. Ребенок должен выбрать направление в поиске игрушки, назвать его и следовать к нему. Сначала детям предлагается выбор из двух направлений (вперед-назад, налево-направо). Позднее- из четырех.
«Волшебное дерево»
Дидактическая цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше; использовать в речи предлоги для составления предложений : над, под, на, в.
Оборудование: настенное панно – дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках.
Воспитатель предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов, цветка, используя пространственные предлоги и наречия.
Вопросы :
Сколько гусениц с левой стороны дерева?
Сколько гусениц ползт вверх?
Где находится облако по отношению к дереву?
Усложнение:
Что изменилось на дереве?
«Геометрический магазин»
Дидактическая цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: левее правее, сверху, снизу; называть местоположение предмета; закреплять названия геометрических форм.
Оборудование: два «магазина» с нарисованными игрушками, по форме напоминающими разные геометрические фигуры, геометрические «деньги» (геометрические фигуры); отдельные карточки с изображением тех предметов, что и на полочках.
Ведущий знакомит детей с правилами игры «магазин». Ребнок получает покупку, если называет точное местоположение товара; вещи продаются только за геометрические деньги соответствующей формы. Например: «Я хочу купить ракетку, которая лежит на нижней полке слева от лесенки».
Ребёнок предлагает деньги в виде круга, т. к. форма ракетки напоминает круг. Можно усложнить задание, предложив распродажу товара (две вещи за одну монетку.
Аналогичные игры: «Заселите домики», «Маленькие слова в гостях у Мухомора», «Зашифрованные послания», «Муха-цокотуха», «Бабочки на лугу», «Котята расшалились», «Путешествие осы», «Собери состав» и др.