Светлана Александровна Амосова
Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов-как основа повышения их профессиональной квалификации»
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Понятие «самообразования».
2. История возникновения самообразования в России.
3. Самообразование – как одна из форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
4. Список литературы.
«Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только перестанет учиться, в нем умирает учитель».
К. Д. Ушинский
Публикация «Консультация для воспитателей „Самообразование педагогов-как основа повышения их профессиональной квалификации“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«Метод проб и ошибок весьма неплох. Но бывает и так, что “экспериментатор” после очередной “пробы” больше никогда не делает ошибок. Поэтому изучайте опыт других, больше читайте мудрые книги. Все многократно описано. Найди стержень проблемы, ухватись за него покрепче и неуклонно следуй. Вот и все».
Из наставлений Генеши.
1. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования служит Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы (ФЦПРО). Основная стратегическая цель ФЦПРО - это обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, а также изучение программно-методических материалов и нормативно – правовых документов.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
2. Воспитание – не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно.
Справедливо считается, что «учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится». То же самое относится и к воспитателям : настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием или самообразованием. При этом нельзя забывать, что объект воспитания – ребенок – непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания.
Во 2-ой половине 19 века получило распространение общее самообразование, охватившее широкие круги населения. Самообразование было доступно в основном представителям интеллигенции. Стремление народа к знаниям встретило живой отклик со стороны многих выдающихся деятелей русской науки, литературы и искусства, а также, со стороны ряда прогрессивных общественных организаций, взявших на себя дело помощи в самообразовании различным слоям населения. Их усилиями создавались народные библиотеки и читальни, народные университеты, проводились народные чтения.
В 1863 – 1864 гг. в Петербурге издавался иллюстрированный учебно-литературный журнал «Самообразование».
Руководство самообразованием лиц, не получивших среднего и высшего образования, осуществляла созданная в 1893 г. в Москве комиссия, которая разработала специальные программы по многим научным дисциплинам. Программы домашнего чтения предусматривали приобретение знаний путем самообразования.
В начале 20 века большое распространение получили книги Н. А. Рубакина «Письма к читателям о самообразовании» (1913 г., «Практика самообразования».
После Октябрьской революции (1917 г.) всесторонняя государственная помощь трудящимся в их самообразовании стало программным положением партии для преодоления культурной отсталости народа.
Организованная и систематическая работа по самообразованию началась в 1923 – 1924 гг. В 1925 г. ЦК РКП (б) определил цели и задачи самообразования и его организационные формы, а также, методы руководства самообразовательной работы широких масс трудящихся. Намечалась широкая программа вооружения трудящихся знаниями от элементарных навыков чтения, письма и счета до уровня семилетнего, а затем и среднего образования.
Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа Н. К. Крупской, которая еще в 1922 году, имея в виду школу 1-ой ступени, указывала, что ее задача – дать детям такую сумму знаний и навыков, которые «… делают возможным дальнейшее самообразование…».
В настоящее время самообразование является неотъемлемой частью систематического обучения в учебных заведения всех уровней, способствуя углублению, расширению и более прочному усвоению знаний.
3. Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы:
• Обучение на курсах (1 раз в три года,
• Самообразование,
• Участие в методической работе города, района, детского сада.
В период между курсами необходимо самообразование. Оно расширяет и углубляет знания, полученные на курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта, совершенствует профессиональные умения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается :
• потребность в постоянном пополнении педагогических знаний,
• формируется гибкость мышления,
• формируется умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс,
• раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Важным становится обеспечение необходимых условий для самообразования педагогов ДОУ :
1. Постоянное приобретение методической литературы в педагогическом кабинете.
2. Увеличение числа подписных изданий.
3. Наличие банка передового педагогического опыта ДОУ и района.
4. Наличие тематических каталогов периодических изданий.
5. Наличие в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
6. Определение степени овладения педагогами навыками самостоятельной работы и оценка потребностей педагогов в развитии.
7. Разработка памяток в помощь воспитателям по организации самостоятельной работы.
8. Включение в годовой план ДОУ мероприятий, требующих от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
9. Использование в методической работе ДОУ методы активизации творческого мышления педагогов : нетрадиционные формы проведения педсоветов, решение проблемных ситуаций, кроссвордов, тестирование, анкетирование и т. д.
Формы самообразования разнообразны :
• Работа с книгами, периодическими изданиями: чтение, чтение и анализ, конспектирование, чтение-просмотр, выборочное чтение.
• Участие в работе научно-практических мероприятий, конференций, методических объединениях.
• Получение консультаций специалистов.
• Работа с банком передового педагогического опыта в методкабинете ДОУ, района, центах образования.
Принципы работы по самообразованию :
1. Тема педагога по самообразованию должна быть связана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
• Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ.
• Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития.
2. Темы подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя, так как в ДОУ нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов.
3. Тема должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
Эти принципы делают организацию самообразования гибкой и позволяют каждому сотруднику активно включать эту работу в педагогический процесс ДОУ.
Важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации!
Итогом работы по самообразованию является обобщение опыта работы и аттестация.
4. Литература
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”)
2. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 160 с (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)
3. Горбачева Н. Б., Рожина Г. А. Педагогический совет : журнал “Ребенок в детском саду” № 6 – 2005, стр. 30
4. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию : журнал “Дошкольное воспитание” № 8 – 2004, стр. 36
5. Белая К. Ю. 300 вопросов и ответов для заведующей детским садом / К. Ю. Белая – М. : ООО “Издательство Астрель” : ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 399 с.
6. Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования: журнал “Дошкольное воспитание” № 6 – 2003, стр. 39