Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов-как основа повышения их профессиональной квалификации»

Светлана Александровна Амосова
Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов-как основа повышения их профессиональной квалификации»
▼ Скачать + Заказать документы

План:

1. Понятие «самообразования».

2. История возникновения самообразования в России.

3. Самообразование – как одна из форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

4. Список литературы.

«Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только перестанет учиться, в нем умирает учитель».

К. Д. Ушинский

Публикация «Консультация для воспитателей „Самообразование педагогов-как основа повышения их профессиональной квалификации“» размещена в разделах

«Метод проб и ошибок весьма неплох. Но бывает и так, что “экспериментатор” после очередной “пробы” больше никогда не делает ошибок. Поэтому изучайте опыт других, больше читайте мудрые книги. Все многократно описано. Найди стержень проблемы, ухватись за него покрепче и неуклонно следуй. Вот и все».

Из наставлений Генеши.

1. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования служит Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы (ФЦПРО). Основная стратегическая цель ФЦПРО - это обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.

Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, а также изучение программно-методических материалов и нормативно – правовых документов.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

2. Воспитание – не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно.

Справедливо считается, что «учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится». То же самое относится и к воспитателям : настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием или самообразованием. При этом нельзя забывать, что объект воспитания – ребенок – непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания.

Во 2-ой половине 19 века получило распространение общее самообразование, охватившее широкие круги населения. Самообразование было доступно в основном представителям интеллигенции. Стремление народа к знаниям встретило живой отклик со стороны многих выдающихся деятелей русской науки, литературы и искусства, а также, со стороны ряда прогрессивных общественных организаций, взявших на себя дело помощи в самообразовании различным слоям населения. Их усилиями создавались народные библиотеки и читальни, народные университеты, проводились народные чтения.

В 1863 – 1864 гг. в Петербурге издавался иллюстрированный учебно-литературный журнал «Самообразование».

Руководство самообразованием лиц, не получивших среднего и высшего образования, осуществляла созданная в 1893 г. в Москве комиссия, которая разработала специальные программы по многим научным дисциплинам. Программы домашнего чтения предусматривали приобретение знаний путем самообразования.

В начале 20 века большое распространение получили книги Н. А. Рубакина «Письма к читателям о самообразовании» (1913 г., «Практика самообразования».

После Октябрьской революции (1917 г.) всесторонняя государственная помощь трудящимся в их самообразовании стало программным положением партии для преодоления культурной отсталости народа.

Организованная и систематическая работа по самообразованию началась в 1923 – 1924 гг. В 1925 г. ЦК РКП (б) определил цели и задачи самообразования и его организационные формы, а также, методы руководства самообразовательной работы широких масс трудящихся. Намечалась широкая программа вооружения трудящихся знаниями от элементарных навыков чтения, письма и счета до уровня семилетнего, а затем и среднего образования.

Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа Н. К. Крупской, которая еще в 1922 году, имея в виду школу 1-ой ступени, указывала, что ее задача – дать детям такую сумму знаний и навыков, которые «… делают возможным дальнейшее самообразование…».

В настоящее время самообразование является неотъемлемой частью систематического обучения в учебных заведения всех уровней, способствуя углублению, расширению и более прочному усвоению знаний.

3. Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы:

• Обучение на курсах (1 раз в три года,

Самообразование,

• Участие в методической работе города, района, детского сада.

В период между курсами необходимо самообразование. Оно расширяет и углубляет знания, полученные на курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта, совершенствует профессиональные умения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается :

• потребность в постоянном пополнении педагогических знаний,

• формируется гибкость мышления,

• формируется умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс,

• раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Важным становится обеспечение необходимых условий для самообразования педагогов ДОУ :

1. Постоянное приобретение методической литературы в педагогическом кабинете.

2. Увеличение числа подписных изданий.

3. Наличие банка передового педагогического опыта ДОУ и района.

4. Наличие тематических каталогов периодических изданий.

5. Наличие в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.

6. Определение степени овладения педагогами навыками самостоятельной работы и оценка потребностей педагогов в развитии.

7. Разработка памяток в помощь воспитателям по организации самостоятельной работы.

8. Включение в годовой план ДОУ мероприятий, требующих от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.

9. Использование в методической работе ДОУ методы активизации творческого мышления педагогов : нетрадиционные формы проведения педсоветов, решение проблемных ситуаций, кроссвордов, тестирование, анкетирование и т. д.

Формы самообразования разнообразны :

• Работа с книгами, периодическими изданиями: чтение, чтение и анализ, конспектирование, чтение-просмотр, выборочное чтение.

• Участие в работе научно-практических мероприятий, конференций, методических объединениях.

• Получение консультаций специалистов.

• Работа с банком передового педагогического опыта в методкабинете ДОУ, района, центах образования.

Принципы работы по самообразованию :

1. Тема педагога по самообразованию должна быть связана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

• Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ.

Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития.

2. Темы подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя, так как в ДОУ нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов.

3. Тема должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

Эти принципы делают организацию самообразования гибкой и позволяют каждому сотруднику активно включать эту работу в педагогический процесс ДОУ.

Важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации!

Итогом работы по самообразованию является обобщение опыта работы и аттестация.

4. Литература

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”)

2. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 160 с (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)

3. Горбачева Н. Б., Рожина Г. А. Педагогический совет : журнал “Ребенок в детском саду” № 6 – 2005, стр. 30

4. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию : журнал “Дошкольное воспитание” № 8 – 2004, стр. 36

5. Белая К. Ю. 300 вопросов и ответов для заведующей детским садом / К. Ю. Белая – М. : ООО “Издательство Астрель” : ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 399 с.

6. Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования: журнал “Дошкольное воспитание” № 6 – 2003, стр. 39

Публикации по теме:

«Курсы повышения квалификации»«Курсы повышения квалификации» Хотела с вами поделиться,что с 16 января по 28 января 2017 года,я прошла курсы-повышения квалификации в ГАУ ДПО ПК ИРО"Приморском краевом.

Деловые и ролевые игры как форма повышения компетентности педагогов ДОУ Ролевая игра для педагогов «Воспитатель - профессия творческая!» Только творческий педагог может развивать творческое начало в ребенке.

Доклад для педагогов «Подвижная игра как основа двигательной активности» На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация.

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагоговИнновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов Предлагаю вашему вниманию выступление на методическом объединении. Надеюсь, что материал будет полезен для работы. 1 слайд – тема выступления.

Итоговая аттестационная работа по дополнительной программе повышения квалификации «Развитие технического творчества в образовательных организациях в условиях ФГОС Проект учебного занятия ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предмет:.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «План тематической недели «Путешествие в страну «Здоровье» по формированию основ здорового образа жизни в младшей возрастной группе» время.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Курсы повышения квалификации Прошла обучение в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Воронежской области "Институт развития.

Курсы повышения квалификацииКурсы повышения квалификации Курсы повышения квалификации в ХК ИРО. 20 февраля по 6 марта я проходила курсы повышения квалификации в городе Хабаровске в ХК ИРО «Хабаровский.

Обучение воспитателей в рамках реализации каскадной модели повышения квалификации в процессе введения ФГОС ДО 1 слайд Презентация представляет опыт мой работы по проведению курсов в рамках каскадной модели по введению ФГОС ДО. В 2014 году ГОУ ДПО.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов-как основа повышения их профессиональной квалификации»
Опубликовано: 20 июня 2017 в 04:59
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов-как основа повышения их профессиональной квалификации»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Амосова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД