Мырзакасым Маржан Ержановна
Теоретико-методологическая основа формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог, слово, которое вмещает в себе тысячу различных ассоциаций. Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным. В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими. Профессия педагог-дефектолог – сравнительно молода. Но, ни одна профессия не несет столько любви, добра, тепла, ласки, улыбок и терпения, сколько несет профессия «дефектолог». Кто-то становится дефектологом целенаправленно, ещё со школьной скамьи понимая ценность этой великой профессии и, ставя перед собой цель, добивается её. Для кого-то этот путь нелёгок и тернист. Это ещё раз подтверждает, что профессия педагога-дефектолога – это жизнь, а в жизни всё бывает по-разному. Но людей, несущих это гордое звание, объединяет одно – они с радостью отдают своё сердце детям и не мыслят свою жизнь без этого!
Публикация «Теоретико-методологическая основа формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Современное, динамично развивающееся общество требует значительной перестройки различных сфер жизни и деятельности человека, в том числе и сферы образования и специальное образование не является тому исключением.
Смена образовательных парадигм, широкое использование новых информационных технологий, применение новых форм и методов преподавания – все это оказывает значительное влияние на педагогический процесс. Происходящие перемены все больше касаются и педагогов-дефектологов, не только их профессиональной деятельности, но и личностных качеств.
Подготовка будущих педагогов-дефектологов, основанная на традиционной парадигме, становится малоэффективной для обеспечения профессионализма в современных условиях. Для реализации успешной педагогической деятельности будущему дефектологу необходимы не только определенный набор знаний, умений, навыков, приобретенный в высшем учебном заведении, но и сформированная система профессиональных ценностей, понимание сущности своей профессиональной деятельности и готовность «к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии»
Профессиональное становление личности стало предметом изучения различных ученых. Исследователи отмечают, что профессиональное развитие невозможно без формирования системы профессиональных ценностей у будущего специалиста.
Модернизация образования требует новых подходов к формированию личности будущего педагога-дефектолога. Особую актуальность приобретает поиск и нахождение путей, обеспечивающих становление профессионально-ценностных ориентаций. Субъективно практическое отношение к профессиональным нормам, ценностям выступает как познавательно-действующая система, служащая опосредующим и связующим звеном между сложившимся социальным мировоззрением и деятельностью педагога-дефектолога.
На основе анализа содержания государственного образовательного стандарта подготовки будущих педагогов-дефектологов сформулированы профессиональные ценностные ориентации, лежащие в основе профессиональных компетенций будущих педагогов специального образования, а именно:
– равное отношение к каждому ребенку независимо от его недостатков;
– вера в ребенка как стремление к положительному (продуктивному) результату;
– толерантность и индивидуальный подход ко всем детям;
– личная ответственность к образованию детей с ОВР;
– создание и поддержание коррекционно-образовательной среды для развития ребенка с ОВР;
– творческий подход к организации коррекционно-образовательного пространства;
– адаптация к работе в условиях общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений;
– сотрудничество и диалог с детьми, родителями и родственниками;
– кооперация с коллегами и специалистами разного профиля и уровня;
– эрудированность в вопросах психолого-педагогического консультирования;
– уважение к личности собеседника независимо от состояния здоровья;
– кооперация с коллегами и специалистами разного профиля и уровня;
– достижение объективного результата обследований ребенка;
– развитие профессиональных знаний, умений и навыков; – стремление к истине (научно- исследовательская деятельность);
– помощь и поддержка детей с ОВР и их семей в процессе социализации;
– открытость в профессиональной деятельности.
В свою очередь, смена образовательных и мировоззренческих парадигм, объективно требует глубокого переосмысления системы профессионально-педагогических ценностей. Сущность формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи состоит в том, что, изучая любой предмет как определенный фрагмент целостной картины мира, они одновременно обогащают свое внутреннее видение мира, обретают способность творить, любить, верить, надеяться, жить для других людей.
Не зря ведь детей называют «цветами жизни», а педагогов – «садовниками». И именно дефектологу доверено человечеством «сеять» разумное, светлое, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле, в то же время, учитывая индивидуальные особенности детей, их основные патологии, вторичные дефекты, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала.
Поэтому формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов играет огромную роль в освоении данной профессии.