Лариса Хуторская
Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов с детьми, имеющими нарушения аутического спектра»
▼ Скачать + Заказать документы
Аутичесие растройства относятся к искажённому психическому развитию. Ранний детский аутизм (РДА) - это неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения.
Проявления РДА могу быть замечены у ребё нка в возрасте до 1 года: у ребёнка поздно возникает «комплекс оживления», он не фиксирует взгляд на лицах, при этом обращая внимание на предметы. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Взаимодействие педагогов с детьми, имеющими нарушения аутического спектра“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки. Моторное развитие также отличается своеобразием: ребёнок на руках у матери может быть либо вялым, либо избыточно напряжённым. Часто отмечаются нарушения походки : ходьба на носочках, размахивание руками, подпрыгивание.
И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.
Причинами возникновения РДА может быть наследственная отягощё нность: во многих случаях родители или родственники страдают шизофренией, невротическими расстройствами. В медицинских исследованиях обсуждается возможность считать причиной РДА органическое поражение мозга (преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон).
В результате проведённых исследований были определены четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения аффективной сферы (Аффективная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе).
1-ая группа РДА - наиболее тяжёлая степень поражения. Наблюдается полевое поведение - ребёнок бесцельно перемещается в пространстве комнаты. Эмоциональный контакт со взрослым отсутствует, реакция на
внешние и внутренние раздражителя слабая. Речь отсутствует. Дети избегают сильных стимулов: шума, яркого света и т. д. Эти раздражители могут вызывать страх. Задачей этого типа эмоциональной регуляции является сохранение себя от воздействий внешнего мира и стремление к эмоциональному комфорту.
2-ая группа РДА отличается большей активностью. Дети активно требуют сохранения постоянства в окружающей среде: одинаковой пищи, обстановки, постоянных маршрутов прогулки. При этих изменениях они могут отказываться от пищи, утратить навыки самообслуживания. Проявления этого состояния заметны с 2-3 лет.
Как правило, у детей этой группы встречаются стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств: надавливание на глазные яблоки, вращение предметов перед глазами. Вестибулярный аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием. Речь состоит в основном из однотипных речевых штампов - команд, адресованных любым присутствующим. Для детей характерна эмоциональная привязанность с матерью, невозможность отойти от неё даже на короткий срок в сочетании с холодностью, нечувствительностью к эмоциям других людей.
3-я группа РДА характеризуется наличием речи в виде эмоционально окрашенного монолога, ребёнок способен выразить свои потребности.
Отмечается противоречивость побуждений: стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости; пугливость, тревожность и потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений. Часто встречаются агрессивные действия, пугающие сюжеты рисунков (изображения пожаров, бандитов и т. д.)
4-я группа РДА является наименее тяжёлой. Дети способны к общению, у них сохранены интеллектуальные функции. У ребёнка этой группы не хватает гибкости, разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов. Круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми. У ребёнка выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержки со стороны матери. В ходе развития ребёнка возможно как улучшение освоения навыков общения, постепенная адаптация, так и регресс, утрата ранее приобретённых навыков.
Дети с аутизмом нуждаются в лечении, психолого-педагогической коррекции нарушений, и, прежде всего, правильной воспитательной работе в семье.
Дети 1-2 группы практически недоступны продуктивному контакту. При взаимодействии с детьми 3-4 групп удаётся установить контакт. У них отмечается разный уровень развития интеллекта, наличие особенностей мышления, наличие стереотипий. У многих в рисунках часто отражают страхи, агрессивные тенденции.
По статистике глубокий аутизм встречается только у одного ребёнка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду, мы, как правило,
сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.
Очень важна дифференциация РДА от других нарушений развития. При этом следует обратить внимание на наличие таких характерных признаков, как: отсутствие жестикулярного и мимического общения при аутизме и наличие его при алалии, наличие эмоциональной откликаемости при олигофрении и отсутствие её при РДА. Диагностика РДА проводится с 3-4 лет, хотя ранние признаки заметны ещё до года.
Наиболее важными в преодолении аутизма являются именно усилия родителей, которые должны быть направлены на создание эмоционального, психологического комфорта, чувства уверенности и защищённости у ребёнка, а затем, постепенно, осторожного введения новых навыков, форм поведения.
При тщательном наблюдении и анализе поведения ребёнка можно выявить, какие из внешних стимулов являются привлекательными, а какие пугающими. Если ребёнок погружён в игры манипуляции с предметами, нужно постепенно стремиться придать им смысл: выкладывание рядов из кубиков - «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги - «устроили салют» и т. д. То есть интересных и определённых результатов скорее можно добиться, если следовать за намерениями ребёнка, чем если пытаться заставить делать его то, что запланировано.
И при многократном проигрывании или изображении различных сюжетов возможно обучение правильному восприятию и выражению эмоций, понимание собственных чувств и стремлений. Таким образом, основными принципами в работе с аутичными детьми являются :
- начинать работу там, где находиться ребёнок;
- оставаться с ним, следуя за его интересами и стремлениями;
- принимать во внимание его сигналы, знаки и реагировать на них вместо того, чтобы постоянно предъявлять свои собственные требования, заставлять делать запланированное, т. е проявлять гибкость;
- быть внимательным к происходящим в нём процессам;
- способствовать самоосознанию, предоставляя возможность разнообразной активности, дающей сенсорные ощущения ( например: игры с водой, рисование красками с помощью пальцев, игры с песком и т. д.) Дети, таким образом, по-новому познают ощущение самих себя, вовлекаются в поведение, требующее контактов и совместных действий.
Наблюдая за языком телодвижений, за выражением лица ребёнка, взрослый может предположить, что чувствует ребёнок и начать реагировать вербально, сообщая ребёнку словесный образ его чувств. Часто звуки, издаваемые ребёнком, и движения его тела очень точно отражают его чувства. Язык проявляется во всех видах активности, поэтому ребёнок может устанавливать соотношения между вербальной коммуникацией и всем тем, что он делает. Язык позволяет ему понять, что он может в какой-то мере
осуществлять контроль над своей жизнью, чётко осознать свои потребности. Наиболее важный аспект этого процесса - самопознание. Чем лучше контакт детей с самим собой - со своими чувствами, со своим телом, - чем больше они открывают себя, тем спокойнее они становятся.
Опыт работы с аутичными детьми свидетельствует, что если проводить с ними длительное время, использование данных принципов позволяет научить их многому. Следует иметь ввиду, что такое внимание ребёнку трудно уделить, если у педагога нет достаточного количества взрослых помощников.
При своевременном (в возрасте 3-5 лет) начале целенаправленного обучения и медикаментозной коррекции возможно значительное уменьшение проявлений аутизма к 7 годам. Зная, какие лекарства и с какой целью прописаны ребёнку, педагоги и специалисты вместе с родителями могут целенаправленно наблюдать за ним. Родители сообщать врачу о положительных или отрицательных изменениях в поведении ребёнка.
При аутизме первой и второй группы, наличии агрессии и нарушений влечений, а также для детей третьей группы желательно обучение на дому.
Главная задача педагогов и специалистов - вовлечь ребёнка в индивидуальную и совместную деятельность, помочь ребёнку адаптироваться в детском саду.
Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Таким образом, если ребенок будет видеть план своих действий он станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные схемы, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно разместить на шкафчике. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель может делать это сам).
Аутичные дети с удовольствием складывают мозаики, конструкторы, пазлы. Они доступны и понятны им. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь.
Если ребёнка удаётся вовлечь в совместные игры, то для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не
проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, — ребенок сможет включиться в общую деятельность.
Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение, способствует самоосознанию. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, крупами, водой. Таким образом, чтобы вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Литература:
1. Вайолет Оклендер. Окна в мир ребёнка. М., 1997.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. М. : Генезис, 2000.
3. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Основы детской патопсихологии. Киев, 1999.